Непрерывный месячный рост оптовых цен на бензин приостановился на прошлой неделе на фоне увеличения производства и запасов топлива. Теперь участники рынка ждут, окажется ли уровень запасов адекватным в условиях, когда в апреле на ремонт почти одновременно уйдут около десятка крупных НПЗ. Определенной страховкой для рынка выступает импорт топлива из Беларуси, но пока местным производителям невыгодно везти свой товар в Россию.
Биржевые цены на бензин за последнюю неделю немного снизились впервые после непрерывного месячного роста. Бензин АИ-92 на бирже СПбМТСБ подешевел за неделю на 0,4% до 38,4 тыс. руб./т, АИ-95 – на 0,6% до 40,2 тыс. руб. За последний месяц биржевые цены на бензин выросли примерно на 8% на фоне того, как нефтяные компании по рекомендации Минэнерго наращивали запасы топлива перед весенними ремонтами на НПЗ. Участники рынка, в свою очередь, торопились купить товар на апрель, когда производство должно упасть из-за ремонтов.
Хотя компании за 3 недели марта нарастили производство бензина примерно на 6% по сравнению с показателями февраля, они сокращали продажи топлива на биржевом рынке, чтобы накопить необходимый объем запасов. Тем не менее, объем, рекомендованный Минэнерго к 1 апреля (2,1 млн. т бензина), вероятнее всего, не будет выполнен. На 21 марта запасы составляли 1,88 млн. т, увеличившись за предыдущую неделю на 70 тыс., то есть к концу месяца будет накоплено, вероятнее всего, чуть более 1,9 млн. т. Собеседники в нефтяных компаниях считают такой уровень достаточным, учитывая спад в экономике и сравнительно слабый спрос на топливо.
Между тем, ремонты в апреле будут одними из самых серьезных за последние годы. Согласно графику Минэнерго, крупные работы будут вестись на кластере башкирских НПЗ (“Башнефть”), “ТАНЕКО” (“Татнефть”), Ярославском, Рязанском, Новокуйбышевском и Комсомольском НПЗ (“Роснефть”), на Нижегородском НПЗ («ЛУКойл»), “Газпром нефтехим Салавате” и Астраханском ГПЗ (“Газпром”). Как пояснил источник в правительстве, дополнительные объемы бензина в апреле обещал произвести «ЛУКойл», что должно частично заменить выпадающие объемы “Башнефти”. На поставки бензина из Беларуси, по его словам, “рассчитывать нечего”. Власти РФ пока не могут добиться от Минска выполнения межправсоглашения по обратным поставкам нефтепродуктов в условиях, когда у белорусских производителей есть более выгодные направления экспорта. Как следует из данных СПбМТСБ, белорусский бензин предлагается по ценам на 2-3 тыс. руб. выше уровня российского рынка.
“Стабилизация цен – следствие того, что нефтекомпании увеличили выпуск бензина и при этом накопили запасы”, – говорит Михаил Турукалов из “Аналитики товарных рынков”. Но, по его мнению, рано говорить о том, что фактор ремонтов на НПЗ отыгран. “Нужно понять, насколько в реальности сократится производство бензина из-за ремонтов”, – отмечает он. Аналитик указывает и на то, что при текущих ценах экспорт бензина остается привлекательным, а импортные поставки топлива из Беларуси маловероятны, поскольку местным компаниям выгоднее везти бензин в Европу. (Нефть России/Химия Украины и мира)