Крупнейшая газодобывающая компания страны государственная “Укргаздобыча” заявила о планах добычи на шельфе Черного моря. Зачем госкомпании понадобились новые проекты с огромными инвестициями и сомнительной экономикой?
В конце 2016 г. из Одессы в район острова Змеиный отправилось единственное в Украине геологоразведочное судно “Искатель” постройки 1977 г., которое последние три года простояло в порту. Задачей экспедиции было исследование перспективного участка шельфа площадью 6,77 тыс. кв. км в пределах Килийско-Змеиного уступа и Крыловского прогиба. Были проведены сейсморазведочные работы, которые дали повод Государственной службе геологии и недр Украины (Госгеонедра) заявить об открытии перспективных запасов газа 35 млрд. куб. м газа. Чтобы говорить об открытии месторождения и подтвержденных запасов, необходимо бурить скважины.
Спустя два месяца “Укргаздобыча” заявила о намерениях заняться разработкой шельфа.
Глубокое бурение. Украина имеет богатую историю разработки шельфа, но единственной компанией, которая работала в этом направлении, была крымская компания “Черноморнафтогаз”. На сегодняшний день все активы “Черноморнефтегаза” остались в Крыму, это четыре буровые установки, две из них новые, современные, известные в народе как “вышки Бойко”, и десятки месторождений на шельфе. Также в распоряжении “Черноморнефтегаза” собственный порт в пгт Черноморск, десятки кораблей, вертолет, офис в Симферополе. После захвата Крыма все активы компании остались в Крыму. В Киеве осталось представительство “Черноморнефтегаза” (несколько человек), а также долги компании.
Украина планировала пустить сразу несколько проектов на шельфе в рамках соглашения о разделе продукции (СРП). Первым и самым громким проектом стало СРП с американской компанией Vanco, подписанное в 2006 г. Впрочем, ни это, ни два других СРП на шельфе так и не начали работу.
“Укргаздобыча” как крупнейшая газодобывающая компания страны привлекалась к работе на шельфе, но в основном как финансовый донор для “Черноморнефтегаза”. Первым крупным шельфовым проектом с участием “Укргаздобычи” на шельфе стало обустройство Северо-Казантипского месторождения по договору о совместной деятельности (ДСД) с “Черноморнефтегазом” в начале 2000-х годов. Роль “Укргаздобычи” состояла в финансировании буровых и прочих работ. Однако никакой перспективы возврата инвестиций у “Укргаздобычи” не было, предполагалось, что вся прибыль в рамках ДСД будет реинвестироваться в разработку месторождения. Оперативный контроль за разработкой Северо-Казантипского месторождения осуществлял “Черноморнефтегаз”, поэтому возможности вернуть вложенные деньги не было. Тогда общая стоимость работ по освоению Восточно-Казантипского месторождения превышала 130 млн. грн., или около $30 млн. Была программа по освоению еще трех шельфовых месторождений, но они проводились без “Укргаздобычи”.
Еще одним крупным проектом на шельфе с участием “Укргаздобычи” стало освоение Одесского месторождения. В 2006 г. началось освоение месторождения. Тогда же был подписан договор о совместной деятельности между “Черноморнефтегазом” и “Укргаздобычей”. По договору “Черноморнефтегаз” должен был построить нежилую платформу, установить на ней технологическое оборудование, пробурить скважины. “Укргаздобыча” должна была построить 90-километровый газопровод. “Укргаздобыча” закупила трубы, но проект был отложен на несколько лет. Более того, “Укргаздобычу” со временем отодвинули от участия в проекте. Оба проекта участия в разработке шельфа для “Укргаздобычи” закончились провалом и крупными финансовыми потерями.
Перспективы шельфа. Во всем мире проекты добычи на морских месторождениях испытывают серьезные трудности, связанные в первую очередь с падением цен на углеводороды с 2014 г. Разработка шельфа обходится значительно дороже, чем месторождений на суше, а себестоимость добычи выше. Поэтому в кризисные для нефтегазовой отрасли периоды в первую очередь сокращаются инвестиции в новые проекты на шельфе, так называемые “гринфилд”.
Сегодня Украина не разрабатывает ни одного шельфового месторождения. Инфраструктура за пределами Крымского полуострова полностью отсутствует. То есть даже если будет открыто месторождение, для его разработки придется строить газопроводы, компрессорные станции, установки по подготовке газа, конденсата и много другое. Не менее сложным вопросом остается бурение. Все четыре буровые платформы “Черноморнефтегаза” захвачены российскими военными, а перспектив вернуть их в Украину нет и в ближайшее время не предвидится. Привлекать подрядчиков дорого и рискованно, поскольку любые поисковые работы на новых площадях связаны с большими рисками, в первую очередь финансовыми.
Также надо отметить, что ни “Укргаздобыча”, ни любая другая украинская компания не обладают опытом работы на шельфе. Исключение составляют некоторые сервисные компании, которые были задействованы в подрядах “Черноморнефтегаза”. Кроме того, необходимо отметить прямые риски для работы на шельфе, связанные с угрозой со стороны российских военных. За три года после захвата буровых платформ и инфраструктуры шельфовых месторождений Украины на Черном и Азовском морях так ничего и не было сделано для решения данного вопроса. Как “Укргаздобыча” планирует работать на шельфе не ясно. Впрочем, можно предложить вполне прозаическое объяснение. С мая 2016 г. закупочная цена на газ для “Укргаздобычи” выросла до уровня рыночной и она впервые получила существенный доход – 64 млрд. грн. против 21,9 млрд. в 2015 г. Возможно, перспективы освоения шельфа – это один из способов “правильно” распорядиться деньгами. (Деловая столица/Химия Украины и мира)