По данным “Газпромнефть-Аэро”, в первом квартале спрос вырос на 4%, достигнув уровня начала 2015 г. При этом, по мнению компании, на рынке существует “небольшой профицит” керосина, сбалансировать который получается за счет поставок за рубеж.
Объем розничного потребления авиационного керосина в РФ в первом квартале вырос на 4% по сравнению с началом 2016 г., сообщил гендиректор “Газпромнефть-Аэро” Владимир Егоров. Таким образом, показатели рынка вернулись к уровню начала 2015 г. Объемы розничной реализации топлива “Газпромнефть-Аэро” в первом квартале выросли на 3% до 464 тыс. т, но пока так и не достигли уровня начала 2015 г. (563 тыс. т). Егоров отметил, что внутрироссийская цена на топливо по-прежнему ниже, чем в европейских аэропортах, несмотря на “налоговый маневр”, снизивший размер экспортных пошлин на нефтепродукты.
По словам топ-менеджера, тенденция роста спроса объясняется тем, что на российском рынке уже полгода наблюдается рост перевозок. В пресс-службе группы S7 подтвердили, что потребление топлива растет пропорционально объемам перевозок, которые с начала года увеличились на 16%. Егоров отметил, что на росте перевозок положительно сказалась госпрограмма субсидирования полетов, в том числе на Дальнем Востоке. На спрос также “влияет развитие турпотока, как внутреннего, так из сопредельных государств”, в частности, из Китая. В других компаниях – крупнейших игроках рынка авиатоплива, “Роснефти” и «ЛУКойлЛе», не дали комментариев.
По данным Росавиации, за январь-апрель российские авиакомпании нарастили перевозки на 20,6% до 27,09 млн. пассажиров. По данным отчета группы “Аэрофлот”, в первом квартале 2017 г. расходы на топливо составили 21,05% от общих затрат, что на 3,5 процентного пункта выше, чем за аналогичный период 2016 г. При этом за первый квартал цена на авиатопливо выросла на 22,75%. Впрочем, рост цен на авиакеросин зимой – характерная особенность этого рынка в России, так как керосин используется для выпуска зимнего дизтоплива. В целом этой зимой керосин на бирже СПбМТСБ стоил примерно так же, как и в предыдущем году, оставаясь в пределах 32-34 тыс. руб./т, если исключить декабрьские пики, вызванные аномально холодной погодой. Во внебиржевом сегменте, где продаются основные объемы авиакеросина по прямым контрактам поставщиков с авиакомпаниями, цены были на 2-3 тыс. руб./т ниже и сейчас находятся на уровне 30 тыс. руб./т (в прошлом году на ту же дату – 26 тыс. руб./т).
По мнению Владимира Егорова, на внутреннем рынке наблюдается “небольшой профицит” топлива. Но структура бизнеса компании – 75% топлива поставляются в рамках формульных контрактов – позволяет сбалансировать бизнес и поставлять значительную часть объема топлива на экспорт. В первом квартале 2017 г. объем заправок за рубежом увеличился в три раза по сравнению с началом 2016 г. и составил 52,1 тыс. т. К 2025 г. “Газпромнефть-Аэро” рассчитывает поставлять в год на экспорт не менее 1 млн. т. К этому же сроку доля компании на розничном рынке может достигнуть 31%, общий объем продаж керосина – 5,5 млн. т, а число собственных ТЗК достигнет 60 (из них девять за рубежом).
По мнению Михаила Турукалова из “Аналитики товарных рынков”, спрос на перевозки пока мало влияет на стоимость керосина, которая остается стабильной и в большей степени зависит от структурных факторов, таких как динамика цен на нефть, модернизация НПЗ и влияние “налогового маневра”. Господин Турукалов отмечает, что сейчас, несмотря на ремонты на НПЗ, авиакеросина на рынке достаточно. (Rcc/Химия Украины и мира)