Потребительский спрос на шины продолжает смещаться в сторону среднего ценового сегмента. Уже сейчас порядка 65% продаваемых в России легковых шин относятся к категории B.
“У нас в первую очередь падают продажи премиального сегмента. Премиум во всех отраслях всегда страдает в первую очередь. У нас произошло перераспределение, потребительский спрос сместился в сторону среднего ценового сегмента. Это самый массовый сегмент”, – объясняет представитель компании Cordiant Александр Еремин.
Согласно статистике шинного производителя, на текущее время премиум-сегмент занимает долю чуть более 20% российского рынка, тогда как 65% приходится на шины среднего ценового сегмента. В то же время, как поясняет А. Еремин, сокращение доли на рынке не обозначает падение объемов производства. К примеру, компания Pirelli, имеющая в России несколько заводов и ориентированная на выпуск шин премиум-класса, нарастила производство за 2016 г. на 8%. Cordiant, в большей степени работающий на массовый сегмент, увеличил выпуск легковых шин на 5%. На текущее время компания занимает на рынке долю в 8,6%. За ней следует брэнд “Нордман” с долей в 8,1%, Bridgestone с долей 7,8% и Nokian с долей 7,1%.
“Производства в России обеспечивают не только российский рынок. Экспортные направления различные. Компания Nokian порядка 75% выпускаемых в РФ шин поставляет в Северную Европу, США, Канаду и другие страны. У ряда других производителей порядка 90% шин реализуется в России. Политика сбытовая строится по-разному”, – отмечают в Cordiant.
Представители компании сходятся во мнении, что в ближайшие годы конкуренция на российском рынке легковых шин будет обостряться. Причем в лидеры выйдут те компании, которые будут производить шины именно для российских условий эксплуатации. Как следствие, присутствие зарубежных игроков, не успевших локализовать производства, продолжит сокращаться. Из-за рубежа на рынок будут поступать уникальные марки, не пользующиеся массовым спросом.
По данным Cordiant, в 2016 г. импорт легковых шин сократился на 8% после 31%-ного падения в 2015 г. В то же время шинный рынок РФ уменьшился на 2%, в 2015 г. – на 16%. “Началась стабилизация в экономике, плюсом сработал фактор отложенного спроса. Те люди, которые не пришли за шинами в 2014-2015 гг., начали приходить в 2016 г.”, – добавляет А. Еремин.
В перспективе ближайших лет основная конкурентная борьба будет вестись за вторичный сегмент потребления шин. Если по итогам 2017 г. прогнозируется рост спроса на новые автомобили на 5%, то на так называемые автомобили с пробегом – на 11%. И это, как отмечают представители Cordiant, “очень большое количество клиентов для производителей шин среднего ценового сегмента”. За счет них рынок легковых шин может прирасти в 2017 г. на 7% до 28,6 млн. единиц. (rupec.ru/Химия Украины и мира)