Переработка нефти в России вернется к росту в 2017-2018 гг. после падения в предыдущие два года, несмотря на стагнацию внутреннего спроса, считают аналитики Vygon Consulting. Это будет обеспечено вводом новых мощностей, а также увеличением маржи переработки из-за роста цены на нефть. В результате увеличится и так называемая таможенная субсидия.
Ситуация усложняет для правительства принятие решения по сокращению таможенного субсидирования НПЗ, объем которого, по оценкам аналитиков, в 2016 г. составил 646 млрд. руб.
Объем первичной переработки нефти в РФ вернется к росту, прогнозируют аналитики Vygon Consulting: с 279 млн. т в 2016 г. он увеличится до 281 млн. т в 2017 г. и 289 млн. т в 2018 г.. До этого переработка, достигнув пика в 289 млн. т в 2014 г., два года снижалась (в 2015 г. – 283 млн. т). Рост будет обеспечен вводом новых мощностей (6 млн. т на «ТАНЕКО» и 3 млн. т на Яйском НПЗ) и частичным восстановлением маржи переработки после ее резкого падения в 2016 г.
В 2016 г. маржа в целом по сектору сократилась вдвое, с $3,5/баррель до $1,7, в основном из-за снижения цен на нефть, что привело к падению так называемой таможенной субсидии для НПЗ. Эта субсидия формируется благодаря тому, что ставка экспортной пошлины на светлые нефтепродукты на треть ниже пошлины на нефть. Поскольку размер пошлины зависит от цены нефти, при ее удешевлении субсидия в абсолютных цифрах тоже сокращается. В итоге, в отличие от НПЗ Европы или США, которые выигрывают в марже от снижения цен на нефть, российские НПЗ на этом теряют. Однако Vygon Consulting ждет восстановления маржи до $3/баррель в 2017 г. и $3,3/баррель в 2018 г., поскольку ожидают роста среднегодовых цен на нефть до $53 и $57/баррель соответственно. Кроме того, на марже должна позитивно отразиться продолжающаяся модернизация НПЗ.
Исторически таможенная субсидия для переработки была введена, чтобы закрыть быстро увеличивавшиеся потребности РФ в топливе, прежде всего в бензине. Модернизация НПЗ привела к тому, что эта задача уже достигнута: в 2016 г. производство бензина превысило потребности внутреннего рынка на 4,9 млн. т, в 2018 г. профицит может вырасти до 10 млн. т. Отчасти это связано с тем, что вместо ожидавшегося роста потребления топлива с 2014 г. спрос снижается в среднем на 1% в год на фоне сокращения продаж автомобилей. При этом нефтекомпании продолжают принимать решения об увеличении мощностей переработки, ориентированных на экспорт. Но проблема в том, что без “таможенной субсидии” более половины мощностей нерентабельны: по оценке Vygon Consulting, в случае отмены экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при одновременном росте НДПИ (завершение “налогового маневра”) из почти 290 млн. т переработки “выживают” только 120 млн. т. Размер субсидии в 2016 г. составил около 646 млрд. руб., из которых 134 млрд. руб. пришлось на НПЗ, которые не поставляют на внутренний рынок товарных нефтепродуктов, занимаясь только их экспортом или продажей в РФ суррогатного топлива. В сумме не учтены и субсидии, которые получают НПЗ Беларуси в результате переработки беспошлинной нефти из РФ.
Минфин в 2016 г. публично предложил отменить экспортные пошлины, предоставив компенсации в виде “отрицательного акциза” на нефть для НПЗ. Обсуждался вариант, при котором НПЗ получали бы вычет в виде отрицательного акциза за каждую тонну светлых нефтепродуктов, поставленную на внутренний рынок. Такой подход, впрочем, не только резко сокращал маржу экспортных НПЗ, но и ставил социально острый вопрос о закрытии ряда крупных заводов в Урало-Поволжском регионе и на Дальнем Востоке. По словам собеседников, было принято решение отложить дискуссии на период после президентских выборов 2018 г. При этом хотя большинство источников признает, что альтернативы отмене экспортных пошлин нет, часть из них полагает, что реальное сокращение таможенной субсидии произойдет нескоро и будет постепенным. Но чем серьезнее будет расти объем перерабатывающих мощностей, тем более трудным будет принятие решения об их сокращении. (kommersant.ru/Химия Украины и мира)