Федеральная антимонопольная служба (ФАС) планирует пресечь схему, которая позволяет нефтяным компаниям симулировать продажи топлива на бирже. Как рассказал начальник управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин, речь идет о том, чтобы запретить крупным поставщикам через биржу продавать нефтепродукты своим же структурам. По оценкам ФАС, такие сделки составляют от 2% до 10% месячных торгов. Запрет может заметно подстегнуть рост биржевых поставок, значит, в перспективе снизить среднюю стоимость топлива на торгах. Соответствующая поправка в приказ ФАС “Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов”, вступивший в действие в 2015 г., пока проходит обсуждение с Минэнерго и заработает, вероятно, к концу года.
С 2015 г. для нефтяников действует жесткий порог минимальных ежемесячных продаж на бирже. Так, по бензину он составляет не менее 10% от всего выработанного топлива, для дизеля – 5%. Компании, как правило, превышают эти нормативы – по бензину, к примеру, объемы продаж доходят до 15-20%, пояснил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Однако до 20% всего биржевого объема крупнейшие поставщики каждый месяц реализуют либо друг другу, либо своим сбытовым “дочкам”, другими словами – мимо рынка, сказал эксперт.
ФАС не хочет считать такие продажи биржевыми. Как следует из протокола биржевого комитета службы, ведомство предлагает не учитывать их в минимальном нормативе продаж на бирже, утвержденном для поставщиков в 2015 г. Речь идет не только о бензине и дизеле – поправки также коснутся продаж мазута, авиационного керосина и жидкого газа (СУГ). «Такие сделки, по сути, фиктивны и вряд ли могут считаться биржевыми. Как только мы закончим обсуждение поправок в наше совместное с Минэнерго постановление и примем его, это даст увеличение продаж в рынок как минимум на 10% и будет сдерживать стоимость топлива от роста», – рассказал начальник управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин.
С утверждением поправок нефтяники лишатся важного рычага влияния на биржевые цены, говорит знакомый с предложениями трейдер, пожелавший остаться неизвестным. Часть сделок проходит по фиктивной схеме: топливо покупается неизвестным ООО, а после выхода с биржи отправляется обратно поставщику или же другой нефтекомпании. В подобных сделках стоимость топлива завышается, это создает на рынке ажиотаж, что толкает биржевые цены вверх и позволяет поставщикам продавать все, и не только биржевое топливо, намного дороже (внебиржевые сделки по цене ориентируются на биржевые), поясняет он.
Нефтекомпании выступают резко против предложения ФАС и готовят отрицательные заключения, рассказал другой собеседник в отрасли. Вносить такие изменения в приказ нецелесообразно, заявил представитель компании “Газпром газэнергосеть”: продавец не знает своего покупателя до момента получения реестра совершенных сделок и не может отвечать за последствия таких сделок, полагает он. Что касается закупки объемов топлива у доминирующих компаний, то это крайне редкий случай, к тому же закупка происходит в дополнительную сессию торгов, когда стоимость сделки не влияет на биржу в целом, отметили в компании.
В “ЛУКойле” отказались от комментариев, представители участвующих в обсуждениях “Роснефти”, “Сургутнефтегаза”, “СИБУРа”, “Татнефти” и ННК не ответили на запрос.
Продажи нефтепродуктов через биржу постепенно растут. Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, за первое полугодие этого года поставки на биржу выросли на 11,8% до 9 млн. т по сравнению с аналогичным периодом 2016 г., в том числе бензина – на 11% до 3,9 млн. т, а дизтоплива – на 6,2% до 2,8 млн. т.
Влияние на цены есть – в целом такие сделки занимают до 20% от всех торгов, не согласен президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его словам, идея вывести такие торги за биржу обсуждалась еще в 2015 г., но была одобрена ФАС только сейчас. «Очевидно, что такие продажи лишь разогревают рынок, но непосредственно в него не уходят, а раз не уходят, то предложение на рынке уменьшается. Если же эти предложения будут реализованы, это сделает формирование биржевых индикаторов более рыночным и не позволит увеличивать цены», – считает он.
Принятие предложенных инициатив будет означать лишь прорыв первой линии обороны нефтяных компаний, заявил гендиректор агентства “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов. «Более перспективной выглядит инициатива, касающаяся закрепления норматива биржевых продаж автобензина на уровне от 15% от производства – если продажи бензина “в рынок” меньше этой пороговой величины, у рынка начинаются проблемы», – пояснил он. Системно решить проблемы в работе топливного рынка может повышение нормативов биржевых продаж автобензина и дизельного топлива как минимум до 50% от объема их внутреннего потребления, считает эксперт. (Rcc/Химия Украины и мира)