Руководитель Центра производства и моделирования композитов при Университете Пердью (США) Ян-Андерс Мансон предложил строить санно-бобслейные трассы из сверхвысокомолекулярного полиэтилена высокой плотности. Материал, мало уступающий льду, поможет сократить расходы на строительство и содержание объектов, которые после олимпиады редко используются.
Во время трехлетних исследований в швейцарском городе Лозанна специалист установил, что на пластиковом треке создается такое же трение, как на ледовом. Трасса практически не деформируется после тысячи проездов: сани оставляют микроканавки, но по словам Мэнссона, “полимер быстро затягивает раны”. К тому же на пластиковом треке сани разгоняются до 100 км/ч за 600 м. Как утверждает специалист, экологический след трека из пластика на 70% меньше. На традиционных трассах постоянно работают охладительные системы, которые сжигают много энергии. Трассы также строятся далеко от населенных пунктов, и жители вынуждены использовать транспорт, чтобы добраться до места. Пластиковый трек может состоять из 22 блоков и собираться в любом месте в любое время года.
Такая конструкция позволит сократить расходы и на строительство, и на содержание трассы. Как подсчитал ученый, санно-бобслейная трасса для зимних Олимпийских игр 2006 г. в Турине стоила $100 млн. Еще $1 млн. ежегодно уходит на содержание трека, хотя в год проводится всего несколько соревнований. На строительство трассы из пластиковых элементов потребуется $4-5 млн. Срок окупаемости такого объекта, по оценкам эксперта, составляет 10 лет, если использовать трассу зимой и летом.
“Цель каждого спорта – привлечь детей, чтобы они начали соревноваться. На пластике с теми же свойствами, что у льда, вы можете проводить бобслей летом и даже крупные мероприятия в теплых странах”, – пояснил специалист.
Пробную пластиковую трассу могут построить для юношеских Олимпийских игр, которые состоятся в 2020 г. в Лозанне. (plastinfo/Химия Украины и мира)