Ранее на украинских НПЗ перерабатывалось от 24 млн. т нефти (данные за 2004 г.) до 10 млн. т (2010 г.). В последние годы объемы переработки нефти в Украине составили всего около 2,1-2,3 млн. т/год. Доля дизельного топлива украинского производства на внутреннем рынке в 2016-2017 гг. оценивается на уровне 10-11%.
Вследствие сокращения объемов переработки нефти спрос на украинском рынке в нефтепродуктах покрывается за счет импорта в основном из Беларуси, Литвы, Российской Федерации, Польши и других стран, сообщает пресс-служба Госвнешинформ.
В течение последних 4 лет в Украине работает только Кременчугский НПЗ и то не на полную мощность. Поэтому фактическое отсутствие производства необходимых объемов нефтепродуктов с точки зрения их влияния на формирование баланса спроса и предложения привело к тому, что цены на импортные нефтепродукты при поставках в Украину формируются с премией к котировкам (по принципу импортного паритета). В лучшие для отрасли времена цены на импортный ресурс для Украины формировались с дисконтом к котировкам (экспортный паритет).
Таким образом, кризисное состояние в украинской нефтеперерабатывающей отрасли приводит к более высоким ценам на нефтепродукты для конечного потребителя (по оценкам, разница составляет $20-50/т). Кроме того, эта премия к цене не остается в Украине и не направляется на развитие экономики.
Расчетное потребление дизельного топлива в Украине в течение последних 5 лет увеличилось на 17%, или 858 тыс. т (2017 г. по сравнению с 2013 г.). Импорт дизельного топлива увеличился на 26%, или 1,1 млн. т при снижении производства на 39%, или 382 тыс. т (2017 г. относительно 2013 г.).
Анализ географической структуры импорта за 2015-2017 гг. демонстрирует существенное увеличение объемов импорта дизельного топлива из Беларуси, Литвы, Туркменистана и двукратное увеличение из РФ. Также двукратное увеличение объемов импорта бензина наблюдается из Беларуси – в 2015 г. было импортировано 621 тыс. т, в 2016 г. – около 1,2 млн. т, в 2017 г. – почти 1 млн. т, что составляет около 80% от всего импорта бензинов в Украину.
В течение последних 10 лет из-за разницы в стоимости дизельного топлива и бензинов на рынке Украины наблюдается тенденция постепенного перехода потребителей с бензинов на ДТ и СПБТ (правда, из-за существенного повышения стоимости СПБТ в последнее время переход на него стал менее привлекательным). Все это, а также ситуация в АР Крым, Луганской и Донецкой областях, за последние 5 лет (2017 г. по сравнению с 2013 г.) привело к тому, что расчетное потребление бензинов моторных в Украине снизился на 28%, или 711 тыс. т. При этом импорт бензинов в Украину уменьшился на 30%, или 526 тыс. т при снижении производства на 42%, или 407 тыс. т.
Для покрытия потребности Украины в бензинах и ДТ (по разным оценкам, суммарно примерно 6,8-7,5 млн. т/год) и прогнозируемого незначительного роста уровня потребления в краткосрочной перспективе ежегодно необходимо перерабатывать около 15-16 млн. т нефти. При этом еще будет дополнительно произведено примерно 3-3,5 млн. т мазута (он может использоваться для замещения угля и газа на ТЭС) и около 0,5-0,7 млн. т битума (используется для ремонта дорог). При таких условиях производство бензина будет превышать спрос и даст дополнительный ресурс для экспорта (1,7-2,1 млн. т), который может быть использован как сырье для дальнейшей переработки.
Сейчас с рассмотрением в Верховной Раде проекта Закона Украины “О концессиях” необходимо создать условия (заинтересовать) для инвесторов и владельцев нефти начать нефтепереработку в Украине хотя бы на Кременчугском и Одесском НПЗ и/или реализовать проект по строительству современного НПЗ в Украине (например, предоставить инвесторам первоочередною возможность осуществлять розничную реализацию произведенных с их нефти нефтепродуктов и т. д.)”, – советуют в Госвнешинформе. (ubr.ua/Химия Украины и мира)