В Украине годовая потребность аграрного сектора в пестицидах составляет более 100 тыс. т, что в денежном эквиваленте соответствует около $2 млрд. Поэтому понятно, что этот сектор является очень привлекательным объектом для подделок.
Госпродпотребслужба и проект Твининг “Приближение законодательства Украины к законодательству ЕС в сфере средств защиты растений и здоровья растений и усиление соответствующих инспекционных и лабораторных служб” при финансировании Евросоюза на пресс-конференции 1 июня 2018 г. объявили о начале кампании по информированию малых и средних фермерских хозяйств о рисках и опасности, связанных с использованием фальсифицированных средств защиты растений.
“Для нашей службы это новый опыт: мы впервые проводим такую масштабную кампанию и надеемся, что это поможет нам формировать цивилизованный рынок средств защиты растений (СЗР) и предотвратить распространение фальсифицированных и контрафактных пестицидов на территории Украины”, – заявил на пресс-конференции глава Госпродпотребслужбы Владимир Лапа.
“По оценкам международных организаций, доля фальсифицированных пестицидов на рынке Украины составляет от 25-30%. Более 50% подделок известных брэндов фиксируется в розничной торговле”, – заявил глава Госпродпотребслужбы.
Фальсифицированные СЗР не только неэффективны, но и практически всегда приводят к непредсказуемым последствиям и наносят значительный ущерб в виде потерь урожая, загрязнения окружающей среды, поверхностных и грунтовых вод, ухудшению плодородия почв, выращиванию сельскохозяйственной продукции с повышенным содержанием остатков пестицидов, которая является непригодной к потреблению, а также наносят значительный вред здоровью людей.
“Мы настроены на то, чтобы эволюционно и разумно восстанавливать государственный контроль в этой сфере, предотвращать возможные риски. И такие информационные кампании являются вспомогательным инструментом для службы, которые показывают фермерам, сельскохозяйственным производителям опасность и возможные пути предотвращения, покупки, использования фальсифицированных СЗР “, – отметил Владимир Лапа.
Постоянный советник проекта Твиннинг Райвис Гросбардис сообщил, что перед началом кампании был проведен опрос фермеров для выяснения, какие факторы влияют на решения фермеров при покупке СЗР. Всего были получены 543 ответа. Среди опрошенных были 86 хозяйств до 10 га, 55 – от 11 до 50 га, 88 – 51-100 1000 га, 86 – 1000 га и больше. По его словам, опрос показал, что большинство ответов предоставили малые и средние фермеры – наша целевая аудитория. Большинство из опрошенных (97%) ответили, что они интересуются и знают о происхождении СЗР, которыми они пользуются. Наибольшее количество фермеров пользуется СЗР из Евросоюза – 378 человек, Украины – 341 человек, стран Азии (Индия, Китай) – 179 человек, стран СНГ – 173, неизвестного происхождения – 14.
“Исследование показывает, что люди интересуются информацией о продукции, которой они пользуются, и это очень положительно. Поэтому наша кампания направлена именно на то, чтобы такую информацию распространять и повышать осведомленность о вреде использования фальсифицированных СЗР”, – отметил Райвис Гросбардис. (Инфоиндустрия/Химия Украины и мира)