Схема, когда “прокладка” поставляет газ на ОПЗ, а потом за него не платит, стала системной. Ее провернула “Всеукраинская Энерго Компания”. Теперь новый давалец “Либерти газ” идет по тому же пути. Кто этому способствует?
Производство азотных удобрений в Украине – мертвый бизнес. Главным сырьем для них является природный газ. Коммерческий газ продается в стране по импортному паритету. Его цена формируется на немецкой бирже NetConnect Germany (NCG) с учетом доставки в Украину.
Конкурентами украинских азотных предприятий являются российские заводы. Такие как “Минудобрения” (Россошь) или “Тольяттиазот”. Для российских производителей сырье, в качестве которого используется природный газ, обходится в три раза дешевле – $100 против $330/тыс. куб. м.
Всего в Украине три крупных производителя азотных удобрений: Ostchem Дмитрия Фирташа, “ДнипроАзот” Игоря Коломойского и госкомпания “Одесский припортовый завод”. Ostchem несколько раз останавливал свои предприятия. Его заводы спасает то, что основным сырьем для группы является не газ, а аммиак – вторичный продукт его переработки. Ostchem импортирует дешевый аммиак из РФ – все равно, что дешевый газ.
“ДнипроАзот” до недавнего времени работал благодаря дешевому газу компании “Укрнафта”, контрольный пакет акций которой принадлежит государственной НАК “Нафтогаз Украины”, а около 42% – группе “Приват” Коломойского. После расторжения договора аренды аммиачной установки, который позволял азотному заводу потреблять дешевый газ, “ДнипроАзот” остановил производство удобрений.
ОПЗ работает по так называемой толинговой или давальческой схеме. Она предполагает, что завод не закупает сырье для своего производства. Его обеспечивает давальческая компания – дает сырье, платит за его переработку и забирает готовый продукт.
Давалец №1 Андрей Фаворов. Первая давальческая схема была запущена весной 2017 г. “Давальцем” стал газовый трейдер “ЭРУ Трейдинг” бизнесмена Андрея Фаврова и его партнеров Ярослава Мудрого и Дейла Пери. “ЭРУ Трейдинг” – фирма из группы “Энергетические ресурсы Украины” (ЭРУ). Фаворов, с момента его ухода из ДТЭК Рината Ахметова в 2014 г., стал крупным игроком на рынке поставок газа для коммерческих структур. На тот момент ОПЗ было должен около $340 млн. своим предыдущим поставщикам газа. Более $250 млн. завод должен Ostchem Фирташа, которая поставляла газ на предприятие по завышенной цене во время президентства Виктора Януковича. Почти вся остальная сумма долга сформирована перед государственными “Нафтогазом” и “Укртрансгазом”. Большая часть долга сформировалась в 2016 г., когда правительство принудительно обязало “Нафтогаз” поставлять газ на ОПЗ.
Первая давальческая схема не продлилась и полгода. В июле 2017 г. появилась информация о том, что ОПЗ останавливает производство. “Руководством ОПЗ было принято решение остановить агрегаты по производству аммиака и карбамида, поскольку их цена на мировых рынках падает, а цена газа растет”, – написал тогда в своем Facebook замдиректора ОПЗ Николай Щуриков.
Как сообщают собеседники на энергетическом рынке, расплатившись за газ и продав удобрения, Фаворов недосчитался нескольких миллионов гривен убытков и отказался от дальнейшего участия в работе завода.
Примечательно, что после начала работы завода “Нафтогаз ” обратился в Хозяйственный суд Одесской области с требованием арестовать счета ОПЗ. Согласно Кодексу газотранспортной системы (ГТС), потребитель не имеет права сменить поставщика газа, пока не расплатился с предыдущим. А ОПЗ оставался должен НАК 1,5 млрд. грн. У руководства НАК ничего не получилось – суд расценил новую схему не как смену поставщика, а как контракт на оказание услуг. Ведь сам ОПЗ газ не покупал.
Давалец №2 Виталий Колесников. После нескольких месяцев простоя ОПЗ провел “конкурс” и нашел следующего давальца – ООО “Всеукраинская Энерго Компания” (ВЭК). Этот трейдер, в отличие от ЭРУ Фаворова, не был известен на рынке. На момент подписания контракта с ОПЗ 21 декабря 2017 г. учредителем ВЭК значился Вадим Колесников – сын бизнесмена Виталия Колесникова родом из города Рубежное Луганской области. Сама компания ВЭК была создана в 2010 г. До истории с ОПЗ она засветилась, когда стала “представителем” южнокорейской компании OHB Holdings (зарегистрирована в американском штате Делавэр), которая подписала меморандум с мэром Одессы Геннадием Трухановым на строительство мусороперерабатывающего завода. Завод, понятное дело, никто не построил. Одесское издание 368 собрало несколько афер Колесникова, которые свидетельствуют о нем как о бизнесмене с негативной репутацией.
В апреле 2018 г. в определении Печерского райсуда Киева была описана еще одна афера Колесникова. Оказалось, что ВЭК заключила договор представительства с рядом государственных и частных предприятий в Днепропетровской области. Согласно договору поручительства, компания ВЭК брала средства от доверителей, чтобы расплатится с “ДТЭК Днепроблэнерго” за электроэнергию, потребленную этими предприятиями. ВЭК за электроэнергию не заплатила. Как следует из судебного документа, следователь Генпрокуратуры (ГПУ) Олег Цавлюк требовал арестовать счета ряда фирм, связанных с Колесниковым. Однако суд наложил арест лишь на банковские счета ВЭК.
В это же время заканчивалась афера ВЭК на ОПЗ. Компания купила газ у ООО “Газоторговая компания” – трейдера, который входит в условную трейдерскую группу “Скела Терциум” полтавского бизнесмена Сергей Белашова.
Как работает воровство на давальческой схеме. Процедура поставки газа такая: ВЭК Колесникова подписывает контракт с “Газоторговой компанией” Белашова и с этим контрактом идет к оператору ГТС – “Укртрансгаз” (УТГ), который входит в группу “Нафтогаз”. “Укртрансгаз” открывает поставщику номинацию – определяет объем газа, который поставщик ВЭК может взять на точке выхода из ГТС для потребителя – ОПЗ. Этот объем не должен превышать тот, который законтрактован у продавца – “Газоторговой компании” Белашова.
Как следует из определения Печерского райсуда Киева от 7 июня, в апреле 2018 г. ВЭК номинировал (купил у продавца) для ОПЗ 13 млн. кубометров газа. Однако в течении апреля поставил более 52 млн. куб. м газа. Как так получилось? УТГ имеет на точках входа и выхода из ГТС приборы учета газа, которые раз в сутки дистанционно передают показания в главный офис компании. Когда оператор ГТС видит, что поставщик отбирает газ сверх номинации, он обязан сообщить об этом оператору газораспределяющих сетей (ГРС) – в данном случае в “Одессагаз” Игоря Учителя. Согласно Кодексу ГТС (раздел X, глава 1, пункт, 7, подпункт 8), а также Правила поставки газа “Одессагаз” в течение пяти дней с момента обращения оператора ГТС обязан перекрыть подачу газа потребителю. В “Нафтогазе” сообщили, что неоднократно обращались в “Одессагаз” с требованием прекратить поставки ресурса на ОПЗ. Однако до последнего момента ВЭК подтверждал номинацию новым контрактом и поставки продолжались.
По информации представителя ОПЗ Николая Щурикова, предписание на отключение от поставок газа пришло на предприятие 27 апреля. По информации НАК, оператор ГТС подал заявку в “Одессагаз” 25 апреля.
Выходит, с половины апреля “Укртрансгаз” в реальном времени 10 дней наблюдал, как воруется его газ. И ничего с этим не делал. Через месяц оператор ГТС сообщил на своем сайте о том, что ВЭК не оплатила поставленный ресурс на 0,5 млрд. грн. Эта сумма является стоимостью разницы между номинированным (13 млн. кубов) и реально поставленным (52 млн. кубов) газом. Она определяется Кодексом как небаланс. Если ВЭК ее не оплатит, она ляжет на оператора ГТС – “Укртрансгаз”, в конченом итоге – на госкомпанию НАК “Нафтогаз”.
Афера закончена. Между тем, ВЭК уже сменил учредителей. С 10 августа собственником компании стала никому не известная Галина Семиряжко из города Рубежное Луганской области, откуда родом Виталий Колесников. Сайт группы ВЭК, на котором были расписаны достижения ее основателя Виталия Колесникова, исчез из сети.
Согласно данным украинской таможни, с февраля по март 2018 г. ВЭК экспортировал 38 тыс. т карбамида, продав его американской корпорации IBE Trade, которая ранее заявляла о своем интересе к покупке ОПЗ.
В начале июня Генпрокуратура через Печерский суд Киева арестовала очередные две баржи ВЭК с карбамидом. Однако юристы ВЭК подают жалобы на действия прокуратуры, чтобы снять арест. Последняя попытка была 31 июля.
Всего, по информации ОПЗ, с января по май 2018 г. ВЭК поставила на завод 165 млн. кубометров газа, который был переработан в 38,5 тыс. т товарного аммиака и 178,3 тыс. т карбамида.
Давалец №3 – официально собственник не назван. В середине июля ОПЗ провел очередной “конкурс”, на котором выбрал очередного давальца. Новым партнером завода стало ООО “Либерти газ”. Учредителем и директором компании является один человек – никому не известная на газовом рынке жительница Киева Наталья Душейко. Компания создана в сентябре 2015 г., хотя на ее корпоративном сайте указано, что “Группа LibertyGas работает на рынке с 1994 г.”. На сайте не указаны ни основатели компании, ни ее руководители, ни юрлица, кроме самого “Либерти газ”. Сам сайт, по данным сервиса who.is, был создан лишь в марте 2017 г.
“Компанию явно перекупили под конкурс и мы это понимаем, но у них пока лучшие документы и предложение”, – написал под своим постом в Facebook замдиректора ОПЗ Николай Щуриков. Дополнительные вопросы касательно нового партнера ОПЗ Щуриков проигнорировал.
По данным системы YouControl, с мая 2016 г. по декабрь 2017 г. учредителем “Либерти газ” был киевлянин Виталий Делик. Он же с начала 2012 г. был директором и учредителем ООО “Энергетический альянс “Амаэтон”.
Как следует из судебного определения Печерского райсуда Киева от января 2017 г., в декабре 2013 г. “Амаэтон” заключил договор с ПАО “Киевгаз”, согласно которому продал компании 220 млн. кубов газа. Должностные лица “Киевгаза” перечислили на компанию 0,5 млрд. грн., однако ресурс так и не был поставлен. В конце 2015 г. “Амаэтон” был ликвидирован.
Директором “Киевгаза” является Сергей Горовой, зять Юрия Бойко – министра энергетики и вице-премьера в правительстве Азарова. Сегодня Бойко руководит фракцией “Оппоблока” в Верховной Раде.
Политическая составляющая. Кто контролирует “Либерти газ”? Собеседники на газовом рынке на условиях анонимности сообщают, что интересы компании лоббирует Сергей Костенко, прокурор отдела процессуального руководства прокуратуры Одесской области.
Работа ОПЗ также крайне важна для сохранения выручки газораспределяющей компании “Одессагаз” Игоря Учителя. Сейчас тарифная выручка оператора ГРС зависит от объема поставок газа. ОПЗ – один из самых крупных потребителей ресурса в Одесской области. Если ОПЗ перестанет потреблять газ, “Одессагаз” получит огромные убытки.
После революции ОПЗ оказался в орбите влияния влиятельного представителя от “Народного фронта” Николая Мартыненко и представителя БПП Игоря Кононенко – ближайшего соратника президента Петра Порошенко.
В 2016 г. НАБУ арестовало на тот момент члена набсовета ОПЗ Сергея Перелому и первого зама главы правления ОПЗ Николя Щурикова, обвинив их в хищении средств завода. Менеджеры подозревались в нанесении убытков государству в результате невыгодного давальческого контракта ОПЗ с австрийской компанией Antra, которую следствие связывало с Николаем Мартыненко. Обоих арестованных менеджеров впоследствии отпустили. Щуриков вернулся к своим обязанностям. Перелома сейчас является первым замом главы правления “Нафтогаза” Андрея Коболева.
Опека над заводом Игоря Кононенко еще более явная. В конце 2016 г. членом набсовета ОПЗ был назначен помощник нардепа Кононенко – Александр Визир. Он работает на этой должности и сейчас.
С конца 2017 г. глава “Нафтогаза” Андрей Коболев ориентирован на Петра Порошенко. Такой союз был заключен после длительного противостояния Коболева и премьера Владимира Гройсмана вокруг внедрения рынка газа для населения. (Бизнес Цензор/Укррудпром/Химия Украины и мира)