Оптимальным решением для нефтехимической промышленности является создание цепочки производств от крупнотоннажной до малотоннажной химии.
Инвестиционный потенциал российской химической промышленности требует комплексного подхода к реализации проектов, сочетающих крупную, среднюю и малотоннажную химию, заявил Артем Рязанцев, заместитель генерального директора по производственным вопросам ЗАО “МК “Титан”, выступая на Конгрессе по нефтепереработке и нефтехимии: Россия и СНГ 2018, прошедшем 26-27 ноября в Москве.
По его словам, если крупнотоннажному производству в России дан старт, то уже на этапе перехода к среднетоннажной химии возникают перебои, а малотоннажное производство – это потерянное в постсоветский период направление. Тема его возрождения стала подниматься лишь 2-3 года назад.
“Импортозависимость – это первый и ключевой фактор, определяющий вектор развития промышленности. Вторая причина – значительно возросший интерес сырьевых компаний к нефтегазохимическому бизнесу. И, наконец, растущая конкуренция, грядущий профицит на рынке базовых крупнотоннажных производств приводят к тому, что частные компании, не имеющие прямого доступа к сырью, вынуждены искать новые и более привлекательные ниши”, – сказал Рязанцев.
По его мнению, оптимальным решением для нефтехимической промышленности является создание цепочки производств от крупнотоннажной до малотоннажной химии, которые обеспечат глубокий передел сырья. Реализация таких комплексных проектов будет успешной именно в рамках кластерной модели, с вовлечением предприятий малого и среднего бизнеса, образования, науки и инфраструктуры.
Рязанцев сообщил, что именно по такой схеме определено развитие группы компаний “Титан”: сформирован проект, объединяющий крупнотоннажные, среднетоннажные и малотоннажные производства. Все этапы проекта подготовлены с привлечением ведущих российских и зарубежных компаний с учетом современных мировых технологий. Общий объем инвестиций в проект превышает 30 млрд. руб. Ядро проекта находится в Омской области, где на базе завода “Омский каучук” реконструируется крупнотоннажное производство фенола и ацетона. Дальнейшая переработка этих продуктов будет осуществляться как в Омском регионе, так и за его пределами. Основные этапы комплексного проекта, реализация которого рассчитана до 2023 г., предусматривают создание, расширение и модернизацию базовых производств, разделенных на 4 основных этапа.
Первый этап – техническое перевооружение производства фенола и ацетона с увеличением мощности до 90 тыс. т и 60 тыс. т в год соответственно. Здесь же ведется реконструкция производства изопропилбензола с переходом на цеолитное алкилирование и увеличением мощности до 160 тыс. т/год. Второй этап – строительство производства изопропилового спирта мощностью 60 тыс. т. Третий – строительство производства бисфенола А мощностью 118 тыс. т. Этап четвертый – строительство производства эпихлоргидрина мощностью 45 тыс. т, создание производства жидких и твердых эпоксидных смол мощностью 115 тыс. т и композиции на их основе мощностью 20 тыс. т.
По первому и второму этапам в настоящий момент готовность общестроительных работ в большинстве ключевых объектов превышает 90%. Основное технологическое оборудование смонтировано на 100%. Ведется монтаж трубопроводов с готовностью 50-90% по разным участкам. Ввод в эксплуатацию объектов запланирован на 2019 г. В части третьего и четвертого этапов получены коммерческие предложения от потенциальных поставщиков технологий. По проекту бисфенола А определен лицензиар. В качестве катализатора на новом производстве планируется применять высокоэффективные катионнообменные смолы, что позволит минимизировать воздействие на окружающую среду. “Реализация проекта в целом будет способствовать существенному развитию химии в России, а также росту количества предприятий малого и среднего бизнеса, интегрированных в технологическую цепочку по выпуску широкой номенклатуры конечной продукции”, – отметил Рязанцев.
При этом, подчеркнул спикер, большая часть продуктов, которые будут выпускаться в рамках комплексного проекта ГК “Титан”, в настоящее время в России не производится. Например, 90% потребляемых в стране эпоксидных смол завозятся из-за рубежа. Производство этого продукта в России падает, составляя лишь 2-3 тыс. т. “Мы сильно проигрываем Западу по уровню диверсификации продукции. Многочисленные потребители вынуждены применять зарубежные аналоги отечественных смол. В настоящее время Россия полностью утратила ранее завоеванные позиции на рынке этих материалов. С начала 90-х годов в стране не появилось ни одной новой марки смол, выпускаемой в крупнопромышленном масштабе”, – посетовал Рязанцев.
Проект поддержан правительством Омской области и реализуется с участием предприятий и организаций двух зарегистрированных в регионе промышленных кластеров: нефтехимического и агробиотехнологического. Находясь на стыке двух ключевых для российской экономики отраслей, нефтехимии и сельского хозяйства, данный комплексный проект позволяет реализовать ресурсоемкие проекты и создавать полностью безотходные производства. В то же время, по словам Рязанцева, есть объективные препятствия, тормозящие развитие подобных инициатив. В частности, разрозненность научно-производственной инфраструктурной составляющей, а также нарушение связей между взаимосвязанными предприятиями – снятие этого ограничения лежит в кластерной модели развития. “Несмотря на то, что правительство РФ разработало комплекс механизмов и инструментов государственной поддержки, необходимо расширить и дополнить имеющийся инструментарий для более эффективной реализации крупномасштабных проектов и ускорения их ввода в эксплуатацию”, – отметил он.
В качестве мер, которые можно и нужно принимать уже сегодня, эксперт выделил предложение обеспечить инструменты доступа инвесторов к деньгам на условиях проектного финансирования с процентной ставкой на уровне ключевой процентной ставки ЦБ. Объем выделяемых денежных средств должен составлять фиксированный процент по отношению к общей стоимости проекта. Необходимо снять ограничения по формальным признакам к инвестору со стороны кредитных учреждений и институтов развития при структурировании проектов, обеспечить господдержку предприятиям в области охраны труда и промышленной безопасности.
“Не менее важно ускорить принятие федерального закона о специальных инвестиционных контрактах СПИК 2.0, который обеспечит инвестору комплексные и персонифицированные меры поддержки с госгарантией на весь период реализации проекта”, – заключил Рязанцев. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)