Есть живые свидетельства того, как налоговая реформа отражается на нефтепереработке. 16 мая остановился Антипинский НПЗ в Тюмени, крупнейшее частное нефтеперерабатывающее предприятие страны. Одна из причин – подорожавшее сырье и обязательства поставлять топливо на внутренний рынок.
Она может помешать и строительству дальневосточного завода “Роснефти”. По крайней мере, об этом заявили в корпорации. Причина – фискальная политика, то есть налоговый маневр и повышение акцизов. Власти обнуляют экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты и одновременно повышают налог на добычу нефти.
Сырье для перерабатывающих заводов дорожает, это снижает их рентабельность. У строительства дальневосточного завода пропадает экономический смысл. Хотя планы были грандиозные: огромное предприятие, которое будет обеспечивать топливом Дальний Восток, экспорт продукции в Китай и другие азиатские страны, рабочие места, социальная инфраструктура.
И вообще, за нефтехимией будущее. Для примера: недавно саудовская госкорпорация Saudi Aramco впервые в истории раскрыла отчетность. Значительный доход ей как раз принесла нефтехимия. Генеральный директор компании “Инфотэк-терминал” Рустам Танкаев напоминает, что на Дальнем Востоке “Роснефть” еще строит судоверфь “Звезда”. И судам, которые там будут строить, понадобится продукция завода.
Рустам Танкаев, гендиректор компании “Инфотэк-терминал”, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России: “Большое, тяжелое судостроение, которое создается сейчас на верфи “Звезда”. Там предполагается строительство газовозов для перевозки сжиженного газа. Теплоизоляция для таких газовозов – это как раз продукция нефтехимии. В результате, чтобы построить серию таких газовозов, нужно гигантское количество нефтехимической продукции, а мы этот продукт иметь не будем, нам придется его закупать на внешних рынках”.
Минфин ответил “Роснефти”. Чиновники напомнили, что для нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний предусмотрены компенсации. Государство возвращает им часть уплаченных налогов, ВНХК не станет исключением. Газета “Ведомости” со ссылкой на федерального чиновника написала, что рентабельность ВНХК может составить 15-20%.
В “Роснефти”, ссылаясь на экспертов, сообщают, что, по последним подсчетам, доходность на вложенный капитал уже отрицательная. О полемики корпорации и правительства говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: “Роснефть”, конечно, будет пытаться вернуть этот проект к жизни, само закрытие этого проекта является элементом шантажа и торга. Идея очень простая: давайте вернемся к этому проекту, поменяем условия, он заживет и будет реализован, потому что там рабочие места, налоги и так далее. Хотя на самом деле ситуация в налоговой отрасли, безусловно, варварская и драматичная, она лишает отрасль перспективы”. (Advis/Химия Украины и мира)