Минфин и Минэнерго согласовали размер обратного акциза на этан на уровне 9 тыс. руб./т. Предполагается, что такой объем выплат сможет поддержать российские нефтехимические проекты.
Ведомства смогли найти компромиссное решение и определились с выплатами по обратному акцизу на этан. “При обсуждении размера поддержки мы ставили задачу обеспечить уровень отрицательного акциза, который в долгосрочной перспективе позволит новым российским нефтехимическим и газохимическим комплексам быть конкурентными”, – прокомментировал глава налогового департамента Минфина Алексей Сазанов.
Введение обратного акциза на этан учтено в “дорожной карте” по развитию российской нефтехимической отрасли на период до 2025 г. В документе указывалось, что законопроект о данной мере поддержке должен был быть разработан в марте 2019 г. При этом получить первые выплаты по нему будет возможно только после 1 января 2022 г.
Основными претендентами на данную меру господдержки пока являются “РусГазДобыча” с проектом по производству олефинов из этана в Ленинградской области и Амурский газохимический комплекс “СИБУРа”.
“Обратный акциз на этан может быть тем, что позволит нам принять инвестиционное решение по проекту (Амурского ГХК), который с учетом своих капитальных затрат и остальным параметрам в противном случае может и не состояться”, – говорил в феврале предправления “СИБУРа” Дмитрий Конов.
Сторонником инициативы всегда выступало Минэнерго РФ. По словам замминистра энергетики Павла Сорокина, меры поддержки должны быть не только общими для участников нефтехимического рынка, но и системными. “Они должны дать любому инвестору, который хочет в это (в нефтехимию) вложиться, давать картину на 15-17 лет, что он сможет за счет высокой маржи, которая будет частично обеспечиваться обратным акцизом, вернуть эти средства, которые он вложил”, – говорил он.
По приблизительным оценкам ведомства, минимальный потенциал по этановому сырью для российской нефтехимии составляет 6-7 млн. т, по СУГам – еще 5-7 млн. т. “В сумме только по этану и СУГам у нас потенциал порядка 14 млн. т. Для понимания – это $7-8 млрд. валютной выручки, как минимум. И $40-45 млрд. инвестиций. Это потенциал, который лежит прямо перед нами. Его просто надо взять, чуть-чуть подкрутить налоговую систему. И этот потенциал будет реализован”, – убежден П. Сорокин.
Инициатива по введению обратного акциза на сжиженные углеводородные газы пока находится в меньшей степени проработки. Ответственными за нее, согласно недавнему перечню поручений правительства, назначены Минфин, Минэнерго, Минпромторг, ФАС и МЭР. Сроки исполнения поручения правительства не указываются.
Предправления “СИБУРа” недавно говорил, что от принятия данной меры поддержки может зависеть решение компании увеличивать мощности Амурского ГХК на 50% за счет вовлечения в переработку сжиженных газов Амурсокго ГПЗ или нет. Данное решение компания хотела бы принять в третьем квартале 2019 г.
“Разные виды сырья должны иметь одинаковую себестоимость и стоимость для покупателя – производителя нефтехимической продукции. Чтобы одна корзина продуктов производилась с одной себестоимостью. Поэтому мы обращаем внимание на выравнивание условий по разным видам сырья – на нафту и СУГ в первую очередь. Наше предложение правительству – обратить на это внимание и не лишать более половины индустрии стимула строить новые мощности”, – убежден Д. Конов.
В настоящее время подакцизным товаром из сырья для нефтехимии является прямогонный бензин (нафта). Это означает, что при его реализации на внутреннем рынке поставщик использует цену экспортной альтернативы, приведенную к базису поставки, и увеличивает ее на установленную регулятором величину акциза. Покупатель – нефтехимический завод – выплачивает соответствующую сумму, однако в конце налогового периода получает налоговый вычет (в той или иной форме) на сумму, равную величине акциза. (rupec.ru/Химия Украины и мира)