Государственная фискальная служба (ГФС) начала расследование в отношении компаний группы “Трейд Коммодити” по подозрению в смешивании авиационного керосина и масла с дизельным топливом с целью минимизации налоговых обязательств. Данные в ЕРДР внесены 14 июня 2019 г. Днепропетровским областным управлением ГФС, говорится в определении Октябрьского районного суда Днепропетровска от 26 июня.
В расследовании фигурируют ООО “Софт Оил”, “Фирма “Фидея”, “Торум”, “Голд-Систем”, “Ферст Групп”, “Август Пром”, “Оптимус Конекшн”, “Итиоли”, “Скайторг”, “Мета Оил” и “Мерген”. Эти компании, по информации следствия, “связаны частично общими адресами, IP-адресами и декларированием фактов использования общих производственно-складских помещений”.
По данным ГФС, топливо для реактивных двигателей JET A-1 импортируют в Украину компании “Август Пром” и “Ферст Групп”. Далее оно поступает к ООО “Оптимус Конекшн”, которое декларирует переработку товара в “Смесь углеводородов. Бензино-лигроиновою фракцию” и дизельное топливо в соотношении 85% и 15% соответственно.
“У следствия имеются объективные основания считать, что указанная схема является прикрытием для импорта в Украину ДТ под видом топлива для реактивных двигателей”, – говорится в определении суда.
После ужесточения контроля над использованием авиакеросина с 1 января 2019 г. группа лиц, по мнению следователей, начала реализацию схемы с использованием масла.
Во внимание правоохранительных органов попали как минимум две поставки масла. Первая – 826 т – по железной дороге из России в Каменское (Днепропетровская обл.), вторая – 11,5 тыс. т по морю в Николаев.
“В соответствии с результатами исследования, проведенного ГП “МАСМА-СЕПРО” от 12 июня 2019 г., на основании образцов базового масла, которые были отобраны с партии, импортированной “Софт Оил”, установлено, что с применением определенных химических веществ (фенол, толуол и пр.) использование базового масла в качестве компонента для дизельного топлива приведет к получению ДТ, качество которого не будет соответствовать требованиям”, – говорится в судебном документе.
ГФС считает, что одним из потребителей такого топлива может быть АО “Укрзализныця”, приобретающее ДТ у фигуранта расследования ООО “Фирма “Фидея”.
“Появились объективные основания считать, что ДТ, которое поставляется ООО “Фирма “Фидея” в адрес АО “Укрзализныця”, не соответствует заявленному поставщиком качеству и приводит к поломке двигателей и механизмов”, – говорится в документе.
В рамках этого расследования следователи получили доступ ко всем первичным документам взаимоотношения фигурантов расследования с АО “Укрзализныцей”. Также в рамках этого расследования 27 июня проходил обыск на территории николаевской нефтеперевалки “Ойл Трансшипмент”, в резервуарах которого находятся вышеупомянутые 11,5 тыс. т масла.
По оценкам “Консалтинговой группы А-95”, в 2017-2018 гг. мимо конечных потребителей прошли 335 тыс. т керосина, что нанесло убытки бюджету в 1,5 млрд. грн. Эти объемы топлива, по мнению участников рынка, могли быть смешаны с ДТ.
Для борьбы с нецелевым использованием авиакеросина с 1 января 2019 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие десятикратное увеличение ставки акциза на авиационный керосин, если импортер или производитель не подтвердят, что топливо было использовано для заправки самолетов или поставки для Минобороны и Госрезерва. После этого по итогам 5 месяцев 2019 г. импорт авиакеросина сократился в 1,8 раза. Компании группы “Трейд Коммодити”, которые были лидерами по объемам поставок, уменьшили импорт в 3,5 раза.
Группа “Трейд Коммодити” в начале 2016 г. стала активным участником государственных тендеров. По результатам 2018 г. на нее приходилось 35% всех поставок топлива на Минобороны (в 2017 г. – 60%) и 40% на “Укрзализныцю” (в 2017 г. – 50%). Журналистские расследования указывают на поддержку “Трейд Коммодити” со стороны руководства фракции БПП, в частности депутата Александра Грановского. 16 октября 2017 г. бизнесмен Андрей Адамовский, ранее известный сотрудничеством с А. Грановским, заявил, что является “одним из инвесторов” этой компании. Вторым инвестором был назван Владимир Трофименко. На данный момент он и учредитель “Трейд Коммодити” Вадим Майко находятся под следствием НАБУ.
В 2018 г. компании группы “Трейд Коммодити” импортировали 164 тыс. т ДТ (+1,2% к 2017 г.) и 196 тыс. т авиационного топлива (+76%). (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)