Проект строительства ЗАО “Находкинский завод минеральных удобрений” (НЗМУ) официально реализуется с 2012 г. За прошедшее время о его важности немало говорилось на самых различных уровнях. Тем не менее, предприятие до сих пор не пущено, более того, есть основания предполагать, что стройка еще не началась
Два загадочных иска. 2 декабря в Арбитражном суде Приморского края должно было состояться заседание по иску администрации Находкинского городского округа к ЗАО “Находкинский завод минеральных удобрений” (НЗМУ) с целью взыскания 227,62 млн. руб. По поводу чего чиновники требуют с него такую крупную сумму, в материалах дела не сообщается.
На 23 декабря запланировано разбирательство еще по одному иску администрации Находкинского городского округа о взыскании с НЗМУ задолженности в размере почти 3,51 млн. руб. С чем она связана – тоже неизвестно, от пресс-службы администрации комментариев не последовало.
Согласно данным Seldon.Basis, 99% акций НЗМУ принадлежат Национальной химической группе, которую причисляют к активам миллиардера Аркадия Ротенберга. 1% акций владеет Артем Оболенский, генеральный директор Национальной газовой группы.
НЗМУ с 2012 г. осуществляет проект строительства завода с годовой мощностью 1,8 млн. т метанола и столько же аммиака. Его строительство должно было начаться в третьем квартале текущего года, пуск производства и его выход на полную загрузку намечены на 2023 г. На первом этапе проекта планируется наладить выпуск метанола, на втором – аммиака. В перспективе возможна реализация третьего этапа, предусматривающего создание производства карбамида. Поставки готовой продукции могут вестись в страны Азии и Латинской Америки.
Перспективы есть. По мнению отраслевых экспертов, появление нового предприятия в структуре российской химической индустрии лишним не будет: большинство заводов по выпуску минеральных удобрений расположено в европейской части России, тогда как на Дальнем Востоке их вообще нет.
“Перспективность данного проекта связана не только с внутренним рынком, на Дальнем Востоке уже реализуются различные проекты в сельском хозяйстве, заявлено еще несколько. Также перспективность проекта заключается в возможности экспортировать продукцию предприятия в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где население растет и вопрос повышения урожайности различных культур стоит весьма остро”, – отметил Анатолий Вакуленко, аналитик “Финама”.
Аналитик “БКС Премьер” Сергей Дейнека считает, что проект строительства НЗМУ стоит оценивать не с точки зрения его важности для российского рынка химии, а с точки зрения привлечения инвестиций на Дальний Восток. “Не секрет, что привлечь инвестиции на Дальний Восток крайне сложно. При этом очевидно, что завод строится с расчетом на экспортные поставки продукции и будет иметь логистические преимущества перед другими избыточными мощностями за счет близости к основным потребителям из стран АТР”, – указывает он.
Подвижек нет. Между тем, строительство будущего завода, похоже, не ведется, хотя, как было отмечено выше, оно должно было стартовать еще в третьем квартале нынешнего года. “По имеющимся у меня данным, предприятие еще проектируется и бурной стройки не наблюдается. Все ключевые сотрудники находятся в Москве”, – сообщила Марина Железнякова, представительница фракции “Зеленая Россия” партии “Яблоко”.
На сайте НЗМУ последняя новость датируется сентябрем 2019 г., посвящена она присвоению ему статуса резидента территории опережающего развития “Нефтехимический”. Он дает НЗМУ возможность не платить НДС при ввозе и вывозе товаров, для него на пять лет обнуляются ставки налога на имущество и земельного налога. Также резидент на пять лет освобождается от уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет.
Выходит, без льгот осуществить подобный проект проблематично. Именно на это указывает Сергей Дейнека. “Сроки реализации проекта строительства НЗМУ неоднократно сдвигались, в то время как проект был заявлен еще в 2011 году. И только с включением НЗМУ в состав ТОР “Нефтехимический” (постановлением правительства были расширены границы ТОР, куда вошел и участок под НЗМУ) реализация проекта сдвинулась с мертвой точки”, – говорит он.
Чем больше, тем лучше. Примечательно, что партнером НЗМУ выступает China National Chemical Engineering Group Corporation (CNCEC), специализирующаяся на строительстве химических предприятий. Если CNCEC будет возводить завод в Находке, то нет никакой гарантии, что она наймет строителей в Приморском крае, а не завезет рабочих из Китая.
Китайские компании не прочь и профинансировать проект. Известно, что интерес к нему проявляли Sinomec (он будет строить электростанцию в игорной зоне “Приморье”) и Generations Fund, заявлявший о намерении вложить $440 млн. в НЗМУ. В то же время НЗМУ еще пару лет назад подписал меморандум о взаимопонимании с Внешэкономбанком и Japan Bank for International Cooperation. Это может свидетельствовать о том, что китайцы не рискуют брать на себя весь объем финансирования либо о стремлении НЗМУ привлечь в проект побольше инвесторов из разных стран для обеспечения достаточного объема денежных средств.
“Вряд ли важно, кто и из каких материалов будет реализовывать проект; главное, чтобы завод отвечал требованиям норм и правил, соответствовал стандартам для таких объектов. За этим должны следить как акционеры, так и регуляторы, прочие органы власти, так что контролировать ход реализации проекта есть кому”, – сказал Анатолий Вакуленко.
Риски никто не отменял. Наличие у проекта китайских партнеров чревато для него и рисками. Китайцы в любой момент могут передумать и выйти из него, спрос на метанол и аммиак может упасть. Поэтому срок окупаемости может оказаться не такой, как ожидался.
“За время обсуждения проекта строительства НЗМУ его потенциальная стоимость неоднократно менялась, а общий объем капитальных затрат оценивался в $5-6,3 млрд. Что касается сроков окупаемости, то во многом, если не полностью, это будет зависеть от состояния экономики Китая, который, очевидно, станет главным потребителем продукции завода и в случае замедления темпов роста реализует ключевой риск проекта НЗМУ – растянуть сроки выхода проекта на окупаемость на неопределенный срок”, – прогнозирует Сергей Дейнека.
Анатолий Вакуленко полагает, что экономические риски хорошо известны. Изменения в спросе на химикаты, влияющие на проект, тоже не будут неожиданностью: завод сможет вести поставки на различные рынки и тем самым будет финансово устойчивым.
В то же время нельзя сбрасывать со счетов экологические риски. Аммиак и метанол токсичны. Попадание аммиака в воздух способно вызвать ожоги у людей, попадание метанола – отравление. В больших дозах каждый из них смертелен. Соответственно любая авария несет угрозу для жителей Находки.
“После ввода в эксплуатацию предприятию будет необходимо соответствовать всем требованиям, которые предъявляются к объектам подобного рода, и по вопросам природоохранных стандартов, и по вопросам охраны жизни и здоровья людей, и в части соблюдения прочих норм и правил. Вероятно, на каком-то этапе предприятию придется проводить разъяснительную работу среди населения, чтобы доказать свою безопасность, подчеркнуть минимальный уровень воздействия на жизнь и здоровье”, – считает Анатолий Вакуленко.
Похоже, пока этого вообще не делается и информация хотя бы о каких-нибудь общественных слушаниях отсутствует. Нет даже электронного адреса. На запрос “ФедералПресс” в АО “Находкинский завод минеральных удобрений” комментариев получено не было. (ФедералПресс/Advis/Химия Украины и мира)