По оперативным данным, в январе импорт дизельного топлива в Украину сократился на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 215 тыс. т. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Импорт из Беларуси сократился до 61 тыс. т против 139 тыс. т в январе прошлого года. При этом необходимо учесть, что в 2020 г. ожидаемые поставки из РБ должны возрасти по сравнению с 2019 г.
Уменьшился также импорт из России. По оперативной информации, в январе в Украину поступили 113 тыс. т российского ДТ: 28 тыс. т по трубопроводу “ПрикарпатЗападтранс”, 60 тыс. т через терминал в Гомеле (Беларусь) и 26 тыс. т по железной дороге. В январе 2019 г., когда поставки по “ПрикарпатЗападтрансу” не облагались пошлинами, российский импорт составлял 193 тыс. т.
Импорт из Литвы в январе увеличился на 44% до 33 тыс. т по сравнению с объемом поставок в январе 2019 г.
Производство ДТ на Кременчугском НПЗ и Шебелинском ГПЗ, по оценкам “А-95”, составило 62 тыс. т, что на 10% больше января прошлого года.
В портах был оформлен импорт порядка 7 тыс. т (-40% к январю 2019 г.).
Всего, по оценкам аналитиков “А-95”, прогнозный баланс рынка в январе составит 277 тыс. т или на 146 тыс. т (на 34%) меньше, чем в январе 2019 г. Ожидается, что точные данные будут доступны в первой декаде февраля.
Характерно, что существенное снижение поставок топлива никак не сказалось на цене: рынок следовал за мировыми ценами, которые за месяц снизились на 3%. Подобная стабильность может быть следствием аномально низкого спроса и больших запасов, сформированных в ноябре-декабре 2019 г., когда суммарный баланс рынка составил 1,2 млн. т или на 10,4% больше, чем годом ранее. Низкий спрос в январе участники рынка объясняют множеством факторов: от затяжных праздников до проблем с возвратом НДС аграриям и крупным промпотребителям.
В итоге дефицит баланса в январе, по оценкам аналитиков “А-95”, составил не менее 100 тыс. т, которые рынку предстоит изыскать в феврале. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)