Украинский рынок топлива крепко привязан к импорту, поэтому цены на заправках зависят и от курса валют.
Мировые цены на нефть рухнули максимальными темпами со времен войны в Персидском заливе 1991 г. По состоянию на 9 марта майские фьючерсы на нефть марки Brent по итогам торгов подешевели на 24% до $34,36 за баррель, а апрельские фьючерсы на нефть марки WTI упали на 25% до $31,13 за баррель.
АМКУ хочет дешевого бензина. У многих людей сразу возникла связь: если нефть так круто подешевела, то можно ожидать не менее значительного снижения цен на бензин и дизтопливо на заправках. А если топливо не подешевеет, то это владельцы АЗС в очередной раз заработали на автомобилистах сверхприбыли.
На удешевление топлива надеется и Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) – он уже заявил, что не только сырую нефть, но и крупные оптовые партии бензина и дизтоплива ожидает существенное падение цен. И поэтому комитет будет “изучать соответствие динамики снижения цен на рынке розничной торговли нефтепродуктами страны падению уровня цен на нефть и нефтепродукты в мире”. Другими словами, “антимонопольщики” будут бдить – адекватны ли цены на топливо ценам на нефть.
АМКУ признался, что пока не ожидает от поставщиков и продавцов нефтепродуктов, что они тут же снизят цены вслед за падением нефтяных котировок. Однако при этом АМКУ напомнил, что когда нефть дорожает, то продавцы топлива цены повышают сразу же, а вот когда она дешевеет, то цены на топливо опускаются очень медленно.
По состоянию на 10 марта средняя по Украине цена на дизельное топливо составила 25,87 грн. за литр, бензина А-92 – 25,44 грн., А-95 – 26,45 грн., бензина А-95 премиум – 27,63 грн., по сравнению с началом года цены плавно снизились на 0,11-0,32 грн. за литр.
Итак, ожидать ли снижения цен на бензин, и если “да”, то когда?
Следите за курсом гривны. Директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн на своей странице в Facebook отметил, что всем хочется простых ответов на эти вопросы, но их не будет. Снижения цен на нефтепродукты в такой же пропорции, как на «черное золото”, он не ожидает: нефть лишь одна из составляющих в стоимости нефтепродуктов, на нее приходится 30-40%. “Соответственно, снижение цен на нефтепродукты должно составить 10-15%. В нашем случае надо следить за котировками нефтепродуктов, а не нефти, темпы изменений не всегда пропорциональны”, – сказал он.
Однако, что важно, нефть и нефтепродукты, которые используются в Украине, импортируются за валюту, поэтому цены на АЗС прямо зависят от курса гривны. Сергей Куюн напомнил, что вслед за снижением цен на нефть обычно следует и удешевление важных для Украины экспортных товаров – металлургической и аграрной продукции. Это ведет к снижению притока в страну валюты, толкает курс валют вверх, следовательно – растут и цены на импортные товары, одним из которых является топливо. “Если предположить, что курс останется неизменным, то с учетом существовавшего еще до последних событий потенциала для снижения (а он немалый) цена на дизтопливо может упасть до 20 грн./л. Но может случиться и так, что нынешние цены будут за счастье, если валютный курс “улетит” вверх”, – пояснил он.
А украинская валюта не осталась на месте после обвала нефтяных цен – 10 марта на открывшемся межбанковском рынке Национальный банк в первые полчаса вынужден был продать $150 млн., чтобы поддержать курс нацвалюты. А всего до 13:00, чтобы загасить валютный пожар, НБУ был вынужден выплеснуть из резервов $250 млн. Рядовые украинцы смогли наблюдать стремительное проседание гривны, когда утром на табло обменников увидели, что $1 можно купить за 26,5 грн., тогда как в конце прошлой недели он еще был доступен по 24,85 грн.
Однако валюта не единственный фактор. При прогнозировании цен на нефтепродукты сейчас нужно учитывать еще и коронавирус, который снижает спрос на них. Также, как отметил Сергей Куюн, нужно следить и за дальнейшим диалогом России и ОПЕК, разногласия между которыми и привели к обрушению цен на нефть: “Глядишь, россияне заявят, что, мол, бес попутал и сократить добычу по предложению арабских коллег было не такой уж и плохой идей…”.
Все “за” и “против”. Директор научно-технического центра “Психея” Сергей Сапегин также считает, что розничные цены на украинских АЗС не упадут адекватно ценам на нефть. “Рекордное снижение мировых цен на нефть достаточное, но пока не обязательное условие снижения цен на топливо в Украине”, – отметил он и перечислил все факторы “за” и “против” снижения цен на топливо на заправках.
Так, по словам Сапегина, когда цены на нефть поднимаются, то операторы рынка говорят о возрастании рисковой составляющей в оптовой цене на топливо и поэтому достаточно быстро реагируют ростом внутренних цен. А вот когда мировые цены на нефть снижаются, то операторы, чтобы не снижать цены на топливо, говорят об экономике поставок и задержках реакции розничных цен на мировые нефтяные тренды, которые составляют для нефтепродуктов от двух недель, а для нефти – до месяца и более.
Вторая причина неснижения цен на топливо на АЗС – курс нацвалюты. “Текущее ослабление курса почти на гривну закладывает предпосылки для подорожания топлива на 70 коп. на литре”, – подсчитал Сапегин.
Третья причина – дефицит дизтоплива на внутреннем рынке, который привел к удорожанию оптовых партий. “Только за одну неделю в мелком опте цена прибавила 28 коп. на литре. Кроме того, сейчас период активных полевых работ у аграриев, что формирует повышенный сезонный спрос и не способствует снижению цены на этот товар”, – отметил эксперт.
Сохранению текущего уровня цен на топливо будет способствовать сезонный рост потребления бензина и сжиженного нефтяного газа в связи с потеплением и весенней активизацией автомобилистов.
Также Сергей Сапегин считает, что нельзя сбрасывать со счетов и постоянно действующий фактор избыточной розничной инфраструктуры: в Украине количество АЗС в 4,5 раза превышает аналогичные показатели для европейских стран. А это лишние затраты на персонал и оборудование, которые перекладываются владельцами сетей АЗС на конечного потребителя.
В пользу же снижения цен на заправках Сапегин привел две причины. Первая – значительная “грязная маржа” сетей АЗС, составляющая $390 на каждой тонне бензина, и $350 для дизельного топлива, тогда как для европейских трейдеров этот показатель на уровне $100 на тонне. Такая разница в марже теоретически дает украинским продавцам потенциал снизить цены.
В пользу уменьшения ценников на заправках играет и такой фактор, как падение платежеспособности населения в связи с ухудшением экономической ситуации в стране – из-за этого потребители все чаще выбирают малобюджетные заправки с демократичными ценами. (Деловая столица/Укррудпром/Химия Украины и мира)