Группа химических предприятий Дмитрия Фирташа с помощью правительственных чиновников ограничила импорт удобрений в Украину. Это привело к монополизации рынка и повышению цен на удобрения для украинских аграриев. Почему так произошло?
Что отличает крупный бизнес от олигархата? Его влияние на государство. В большинстве развитых стран это влияние называется коррупцией. Она может быть политической, экономической и юридической, но всегда в интересах одного или нескольких бенефициаров против интересов страны. Особенно цинично использование для этого чиновников высшего ранга.
В августе 2020 г. случилась беда со взрывом селитры в Бейруте (Ливан). Это стало очередным поводом для проверок в Украине. Но проверять стали не заводы, а склады аграриев и трейдеров. Особое внимание уделяли сохранению селитры в портах.
Если Вы спросите, кто хранит селитру в порту, то услышите, что только в порту “Ника-Тера” скапливается селитра для экспорта. Это продукция украинского происхождения, импорт же приходит в биг-бэгах. Как утверждают импортеры, селитру навалом в Украину привозили несколько раз. Но из-за сложности с перегрузкой и высокой гигроскопичностью такая практика не прижилась. При этом грейфер сразу загружает удобрения в фасовочную установку. Фасовка в этом случае должна быть мощностью 4-5 тыс. т в сутки. Хранение производится в биг-бэгах. В порту селитру хранить невыгодно из-за дороговизны портовых складов. Но самая большая проблема для импортера – лишняя влага в порту, которая отражается в виде высокой слеживаемости товара. Это касается как удобрений, так и сырья.
После взрыва в Бейруте президент Владимир Зеленский “дал поручение Кабмину провести оценку состояния обращения в Украине с опасными веществами и принять меры по предотвращению подобных ситуаций”.
За работу взялась Госслужба по вопросам охраны труда. Служба проверила 389 объектов и выявила 993 нарушения законодательства. После чего 105 руководителей были привлечены к административной ответственности. В результате в суд было подано 21 заявление о приостановке работы объектов.
Но самое интересное, что служба пришла к выводу о том, что необходимо пересмотреть нормативно-правовые акты.
Затем Служба по вопросам труда приняла участие “в совместном совещании Гоструда, Федерации работодателей с представителями Союза химиков, специализированного морского порта “Ника-Тера” и производителями удобрений ПАО “Азот” (Черкассы).
Интересный факт: на сайте Главного управления Гоструда в Киевской области сказано, что по результатам обсуждения специалистов служб охраны труда, производителей и портовиков на базе последних мировых практик разработали правила хранения нитрата аммония (аммиачной селитры) и направили их на рассмотрение Гоструда.
А уже на основе умозаключений специалистов от Федерации работодателей и Союза химиков, которые полностью зависят от Group DF Дмитрия Фирташа (которая контролирует всех производителей селитры в Украине и порт “Ника-Тера”), Гоструда разработала проект приказа Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства “Об утверждении минимальных требований относительно безопасности и здоровья работников на работе во время хранения, упаковки нитрата аммония и использования его для изготовления комплексных и жидких минеральных удобрений”.
15 апреля 2021 г. министр экономики Игорь Петрашко подписал приказ №775. А на сайте Гоструда появилась гордое сообщение, что документ является хорошим примером государственно-частного партнерства в нормотворчестве.
Приказ Минэкономики был зарегистрирован в Минюсте 6 мая 2021 г.
Кроме вполне нормальных правил по организации работы склада появились моменты, которые абсолютно не логичны и не подтверждены какими-либо фактами или гипотезами. Например – недопустимость одновременного хранения в помещении с селитрой других удобрений (например, сульфата аммония, хотя на производстве удобрений селитру в том числе смешивают с сульфатом аммония), металлы меди, кадмия, хрома и даже хлоридов. При этом на всех химических заводах установки для фасовки удобрений в одном складе с селитрой почти всегда оцинкованы, а вся электропроводка на складе и на установках медная.
Апофеозом в конце списка отмечено, что пестициды даже через стенку от нитрата аммония под одной крышей хранить нельзя, так как они могут иметь взрывоопасные вещества.
Что прикажете делать фермеру, у которого склад всегда был один? Срочно строить рядом другой, согласно новым нормам?
Для транспортировки насыпной аммиачной селитры предлагается использовать исключительно конвейерные ленты, портовые грейферы при разгрузочно-загрузочных работах использовать запрещается. Во всех портах для выгрузки насыпных грузов используются только грейферы. Ленты приспособить под портовые причальные установки практически невозможно.
Сроки хранения селитры ограничены 6 месяцами, после чего должна быть утилизация, как и за чей счет ее проводить – не ясно.
Но самое главное, аграрии часто покупают селитру летом на следующую весну. Как быть с такими удобрениями, ведь производители сами просят, чтобы аграрии приходили за селитрой не все разом? Выходит, надо утилизировать “старые” удобрения и бежать на завод за новыми?
Плюс, приказ требует ежегодно полностью освобождать склад от нитрата аммония для чистки пола от налепленной корки селитры.
С таким приказом придраться к любому складу сможет даже необразованный, не то, чтобы специалист со Службы по вопросам труда. Естественно, теперь проверки складов будут производиться Службой по вопросам труда совместно с силовыми органами.
Если оценить масштаб “трагедии”, ради которой собирались Служба по вопросам труда, Союз химиков и Федерация работодателей, то, по данным Госкомстата, в 2020 г. было импортировано 357,3 тыс. т селитры на $71,4 млн., а произведено 1,57 млн. т на $315 млн. – по средним ценам на FOB, Черное море, или $325 млн. по средним ценам опта в Украине. Продавалась селитра в Украине по средней цене $207-209/т (без НДС), по данным аграрных ассоциаций, УКАБ и ВАР.
Не трудно представить, что если проверки по уже действующему приказу начнутся, то импорт сократится в несколько раз.
Союз химиков и Федерация работодателей с азотными заводами не ограничиваются этим приказом в борьбе с импортом. Мы знакомы с нашумевшим делом по квотированию импорта удобрений.
Представьте себе, что удобрения за последние полгода выросли в цене на 25-30% и рост не прекращается. Этот рост – результат изменения на мировом рынке.
Квотирование импорта развернуто не против одной какой-то страны, а против всех стран. Ограничения касаются всех удобрений.
И это не зря, ведь монопольные решения распространяются Group DF не только на азотную отрасль, но и на “Сумыхимпром” и Днепровский завод минеральных удобрений (ДЗМУ).
C 2018-2019 гг. оператором по давальческой схеме для обоих заводов стало предприятие “Химвектор”, основанное в 2017 г. Его уставной фонд – 10 тыс. грн. Это предприятие даже получало фосфориты для производства комплексных удобрений.
Почва для работы “Химвектора” по давальческой схеме с “Сумыхимпромом” и ДЗМУ готовилась давно. В 2018 г. предприятия группы Фирташа подали заявление в Минэкономразвития по квотированию импорта серной кислоты. После долгих споров было принято решение о введении квот импорта серной кислоты из России и Беларуси.
Мы не будем обсуждать целесообразность и размер квот, но именно после введения квот серная кислота, которую производил в том числе подконтрольный Group DF “Сумыхимпром”, подорожала в 2-2,5 раза. А без этого сырья ДЗМУ не сможет производить фосфорсодержащие удобрения. После этого заводу ничего не оставалось, как попроситься “под давальческую схему”.
В 2019 г. в Украине контроль над рынком комплексных удобрений переходит в руки Group DF, но для окончательного решения вопроса нужно было ввести квоты или пошлины для ограничения импорта.
Квотирование действует до 31 августа 2021 г., соответственно, для сохранения существующего порядка Восточный ГОК, “Сумыхимпром” и НПП “Заря” подали заявление на продление действия импортных квот по серной кислоте и олеуму.
Если вы думаете, что квоты или пошлины должны были спасти заводы, то не забывайте, что заводы не в собственности тех лиц, которые их контролируют, подают исковые заявления, и присутствуют в судах.
Именно “Химвектор” представляет интересы двух производителей комплексных удобрений в украинских судах. Почти везде на совещаниях в Минэкономики возглавляет команду производителей отнюдь не лицо от заводов, а лицо от управляющей компании.
Все больше похоже на то, что рынок берется под контроль с целью максимальной монополизации и повышения доходности владельцев бизнеса.
По сути, взята под контроль почти вся отрасль. Степень влияния на “ДнипроАзот”, который принадлежит группе “Приват” Игоря Коломойского, намного выше, чем многим может показаться.
Представьте себе, что 7 км газопровода до завода и вся газопроводная система области (Днепропетровскгаз) находится в собственности компании, контролируемой Group DF. Тариф на транспортировку газа для “ДнипроАзота” оказался самым высоким в Украине.
Хотя “ДнипроАзот” больше ориентирован на экспорт, но до 8-9 тыс. т карбидно-аммиачной смеси (КАС) и определенную часть карбамида отгружает на внутренний рынок. Если бы не было заводов “ДнипроАзот” и “Одесский припортовый завод” (ОПЗ), то контроль над рынком азотных удобрений был бы в одних руках полностью.
Мы прекрасно понимаем, когда подписываются приказы в министерствах и ведутся расследования против импорта, придумываются квоты и новые правила хранения аммиачной селитры, что это делается не в интересах страны.
В последнее время, как показала процедура внедрения новых норм хранения и обращения с селитрой, это даже не скрывается. Крупный бизнес как Левиофан съедает власть.
Как далеко могут пойти люди, одержимые идеей полного господства, неужели это возможно в демократической стране, которая стремиться стать частью свободной Европы? (Бизнес Цензор/Укррудпром/Химия Украины и мира)