Как россияне экономят, с помощью каких уловок их обманывают и почему не стоит растягивать срок службы покрышки.
Продажи летних автомобильных шин в марте упали на 16% по сравнению с тем же периодом 2022 г. Это следует из данных аналитического ресурса “Чек Индекс” компании “Платформа ОФД”. Эксперты считают, что такая ситуация связана с повышением цен на резину на 20-30% и уходом с российского рынка зарубежных компаний, например Michelin. Поскольку параллельный импорт не может покрыть потребности рынка, россиянам стоит присмотреться к отечественным производителям или рассчитывать на приход азиатской продукции. Но если они выберут второй вариант, то ждать придется на стоянке – растянуть срок службы старых шин не получится, даже если они были очень качественные. Экономия на резине может обернуться ростом числа ДТП в ближайший сезон, полагают эксперты.
Переобувной кризис. Число покупок летних шин в марте по сравнению с мартом 2022 г. снизилось на 16%. Это зафиксировал аналитический ресурс “Чек Индекс” компании “Платформа ОФД” (крупнейший оператор фискальных данных страны, ежедневно обрабатывает 50-55 млн. кассовых чеков с более чем 1,1 млн. онлайн-касс в России). Представители сервиса считают, что причина кроется прежде всего в подорожании резины. По данным “Платформы ОФД”, за год она поднялась в цене на 20-30%.
“Автолюбители перешли в режим экономии. Статистика продаж показывает, что многие попросту решили переждать один или два сезона на имеющейся резине. Другие выбирали шины более доступного сегмента, отказываясь от премиальных”, – рассказали эксперты “Платформы ОФД”.
Средний чек на летние шины также снизился – на 24% – и составил 3,5 тыс. руб.
С мнением представителей “Платформы ОФД” согласен и член общественного совета ГУ МВД России по Москве Петр Шкуматов. Эксперт также считает, что на продажи резины повлияло желание водителей сэкономить.
Вторая причина снижения покупательской активности в том, что автовладельцы не готовы менять старый проверенный брэнд шин на новый. Поэтому в условиях, когда Россию покинули известные производители, часть водителей решила переждать до лучших времен, считает майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин.
“Очевидно, что когда человек много лет покупает Michelin или Pirelli, то пересаживаться на “Каму” или китайские аналоги он не захочет, просто не доверяет им. В том числе потому, что много лет реклама убеждала нас – лучше зарубежных фирм ничего нет, – отметил эксперт. – Неудивительно, что после ухода в прошлом году почти всех знакомых производителей многие водители решили дождаться привоза шин по параллельному импорту. Пока такой продукции явно не хватает на всех желающих”.
В настоящее время свою деятельность в России приостановили или окончательно из нее ушли немецкая фирма Continental, французская Michelin, японские компании Bridgestone и Yokohama, итальянский Pirelli и финская Nokian Tyres.
Один из самых популярных производителей премиальных шин – Michelin, но после приостановки деятельности в России ни ввозить в страну, ни производить в ней новую продукцию отечественный завод компании не может.
“Сейчас продаются остатки. Ассортимент есть далеко не весь. Основные проблемы с шинами 17-го диаметра, так как их в России вообще не производили. Ниже 17-го – ситуация разная”, – рассказал источник, знакомый с ситуацией.
Лысый год. В России есть неплохие отечественные производители резины, но они не покрывают весь необходимый ассортимент. От ухода зарубежных компаний пострадают владельцы премиальных авто, считает руководитель Центра испытаний ФГУП НАМИ, доктор технических наук Денис Загарин. “Большинство компаний производит шины для наиболее ходовых моделей. Те, кому нужна резина большего радиуса, конечно, будут испытывать сложности”, – отметил эксперт.
Ушедшие брэнды вскоре могут заменить китайские, считают эксперты. Тогда у потребителя будет выбор: либо недорогая “Азия”, либо очень дорогой условный Michelin по параллельному импорту.
Использовать дольше срока старую резину даже от хорошего производителя не получится. Современные шины – это сложная конструкция, в которую входит ряд разнородных материалов, расположенных в определенном порядке. Именно такой состав влияет на сцепление с дорогой, плавность хода и так далее, рассказал Денис Загарин. “Со временем материалы улетучиваются, шины теряют некоторые свойства, ухудшается их сцепление с дорожным покрытием, что снижает эффективность тормозной системы, – добавил эксперт. – Средний срок службы резины – четыре-пять лет, но все зависит от эксплуатации и условий хранения”.
Денис Загарин подчеркнул, что такие цифры подходят для среднегодового пробега в 15-20 тыс. км с учетом того, что автомобиль передвигался по нормальному асфальту.
“На состояние резины влияет и ее хранение. Важно, чтобы шины были отмыты от нефтяных, масленых и битумных загрязнений. Их категорически запрещено хранить у отопительных приборов. Кроме того, важно перемещать их в случае, если в помещении меняется температура”, – добавил доктор технических наук.
Массовое желание водителей сэкономить на шинах может привести к увеличению аварийности на дорогах, допускают эксперты.
“Во-первых, нет уверенности в том, что абсолютно все люди правильно содержат резину. Во-вторых, особо ушлые бизнесмены активно выставляют на продажу видавшие жизнь шины под видом новых, предварительно помыв и покрасив их”, – подчеркнул Виктор Кондрашин.
Майор ГИБДД в отставке напомнил, что на старой резине в условиях дождя водитель может потерять управление и в лучшем случае улететь в кювет, в худшем – забрать с собой других участников дороги. Поэтому попытка россиян сэкономить на шинах может привести к трагедии, предупредил эксперт. (iz.ru/Химия Украины и мира)