Экспорт украинских лекарств в 2022 г. снизился, одной из причин стало усложнение и удорожание логистики, отметили фармацевтические компании.
По словам CEO фармкомпании “Фармак” Владимира Костюка, в 2022 г. экспорт “Фармак” уменьшился по сравнению с 2021 г. на 23% в денежном выражении по ряду причин. Среди этих причин, в частности, было первоочередное обеспечение лекарствами украинского рынка и запросы, связанные с потребностями ВСУ, уничтожение склада с готовой продукцией и первичной упаковкой “Фармака” в первые недели войны, “что сделало невозможным быстрый выпуск нового товара”. По его словам, причиной снижения экспорта, которую “почувствовали все бизнесы”, также стало нарушение логистического сообщения как для экспорта готовой продукции, так и для импорта сырья и других материалов.
Кроме того, CEO фармкомпании отметил, что “с началом полномасштабной войны ряд зарубежных партнеров пересмотрел риски и потребовал дополнительных гарантий в сотрудничестве от 100% предоплаты за сырье до покупки нашей продукции только после того, как она пересечет границу Украины и будет находиться в безопасности”.
“Несмотря на это, “Фармак” в 2022 г. отгрузил более 240 видов продукции в 38 стран. Традиционно наибольшей популярностью на международном рынке пользуются средства для анестезиологии производства “Фармака”, антитромботические лекарственные средства, препараты гормонов системного применения, лекарства для терапии острых респираторных вирусных инфекций, успокоительные и другие”, – сказал он.
Костюк сообщил, что новыми рынками сбыта для “Фармака” в 2022 г. стали Индонезия и Сальвадор, в ТОП-10 стран экспорта по итогам года вошли Узбекистан, Казахстан, Ирак, Кыргызстан, Мексика, Молдова, Польша, Вьетнам, Азербайджан и Австралия.
Кроме того, он напомнил, что в 2022 г. “Фармак” успешно прошел проверку британских контролирующих органов и зарегистрировал два продукта для продажи в Великобритании: контрастное средство для проведения МРТ и гормональное лекарственное средство для остановки кровотечения. На этом рынке с 2021 г. “Фармак” также представляет противовоспалительный обезболивающий препарат для стоматологии.
Как сообщили в фармацевтической компании “Дарница”, логистические вызовы стали самыми большими вызовами, с которыми столкнулись украинские экспортеры лекарств. По словам руководителя департамента международной регистрации и выхода на новые рынки фармкомпании “Дарница” Анны Павлюк-Гавриловой, остановилось авиасообщение, его пришлось полностью заменить на автомобильное, а для отдаленных рынков фармкомпании используют дополнительно морской транспорт. “Это привело к увеличению времени доставки: например, сейчас дорога товара в Узбекистан занимает три-пять недель. Соответственно, логистические затраты выросли довольно существенно”, – сказала Павлюк-Гаврилова.
Вместе с тем, несмотря на это, “Дарница” планирует увеличивать объемы и расширять географию экспорта. В частности, помимо выхода на рынок Австралии копания активно развивает направление региона MENA (Ближний Восток и Северная Африка) и наращивает поставки в Ирак и Йемен.
“В среднесрочной перспективе планируется выход на рынки Юго-Восточной Азии, такие как Малайзия и Сингапур. Евросоюз остается приоритетом компании: в среднесрочной перспективе ожидается выход на рынки Польши, Латвии, Хорватии и Эстонии. Кроме того, большее внимание планируется уделять африканскому региону”, – сказала Павлюк-Гаврилова. При этом она подчеркнула, что в настоящее время компания не может делать общие прогнозы рынка экспорта лекарства.
В фармкомпании “Юрия-Фарм”, которая ведет деятельность в более чем 40 странах, сообщили о сокращении экспортных продаж на 10,5% в целом в 2022 г. по сравнению с 2021 г. При этом в компании отметили, что в 2022 г. перечень стран присутствия расширился. В частности, компания реализовала первые экспортные поставки в Грецию, Колумбию, Кувейт и Доминиканскую республику.
Значительных изменений в номенклатуре экспорта не произошло. В то же время “Юрия-Фарм” продолжила диверсифировать продуктовый портфель, расширив ассортимент представленной продукции.
“Главными проблемами, с которыми столкнулись в 2022 г., стало увеличение цены на доставку продукции и изменение транспортных цепочек. Стоимость доставки выросла на 60-150% (суммарно более чем в два раза), значительно уменьшилось количество предложений от перевозчиков, особенно в начале полномасштабного вторжения. Сталкивались с большими очередями на границах. В некоторых странах в связи с новыми логистическими маршрутами сталкивались с дефицитом разрешений на перевозку продукции”, – пояснили в компании.
При этом в “Юрия-Фарм” отметили, что “в некоторых странах из-за значительной транспортной составляющей в цене пришлось отказаться от части номенклатуры”.
“Цены CIP (Carriage and Insurance Paid) по инвойсу в среднем выросли на 10%. Но на некоторую номенклатуру уменьшились за счет внедрения референтного ценообразования, что существенно уменьшило нашу прибыльность”, – добавили в фармкомпании.
Экспорт украинских лекарств в 2022 г. сократился на 24% по сравнению с 2021 г. и составил $238 млн. Крупнейшим покупателем украинских лекарственных средств в 2022 г. стал Узбекистан, куда украинские предприятия экспортировали продукцию на почти $52 млн., что на 36% меньше, чем годом ранее.
В 2022 г. украинские компании перестали продавать лекарства в Россию и Беларусь, вырос экспорт в Литву и Латвию. Большинство украинского фармацевтического экспорта идет в Азию. (Укррудпром/Химия Украины и мира)