Контрабанда дорожного топлива из страны становится все более сложной проблемой для Ирана, особенно в связи с постоянно растущими потребностями увеличивающегося населения в топливе.
По данным государственного НПЗ NIORDC, спрос на дизельное топливо в Иране в настоящее время составляет около 528000 баррелей в сутки. Но, по его оценкам, фактическое внутреннее потребление вряд ли превысит 470000 баррелей в сутки. Это предполагает разрыв в 58000 баррелей в сутки между распределением дизельного топлива и фактическим потреблением, что составляет около 8% от общего объема производства дизельного топлива в Иране, составляющего 690000 баррелей в сутки. По словам управляющего директора NIORDC Джалиля Салари, “пропавшее дизельное топливо”, вероятно, переправляется контрабандой в соседние страны, где цены значительно выше, чем в Иране.
Но такая значительная доля дизельного топлива, производимого в Иране, вряд ли может быть вывезена контрабандой из страны без определенного уровня согласования с властями. “Настоящая контрабанда людей и организаций, не связанных с государством, невелика – в основном в Пакистан, но также и в Афганистан и иракский Курдистан, – говорит Иман Нассери, управляющий директор по Ближнему Востоку в консалтинговой компании FGE. – В целом мы считаем, что эти объемы не могут превышать 15000-20000 баррелей в сутки дизельного топлива. Остальное будет крупномасштабной продажей с судов и под контролем Корпуса стражей исламской революции Ирана (КСИР)”.
Контрабанда топлива в Иране поощряется субсидиями на тяжелое топливо, которые Тегеран продолжает предоставлять своим внутренним потребителям, в результате чего цены на дизельное топливо и бензин в Иране являются одними из самых низких в мире. В настоящее время один литр дизельного топлива продается в Иране по цене от 3000 до 6000 иранских риалов ($0,07-0,14 за литр), что значительно ниже цены в $1 за литр или выше в Пакистане или Афганистане. Бензин продается по около $0,03-0,06/л, что также значительно ниже цен в соседних странах. Как независимые, так и связанные с КСИР контрабандисты могут закупать экспортные бочки из внутренних распределительных центров по субсидированным ценам, а затем продавать их по рыночной цене за границу.
Предыдущие попытки правительства поднять цены на дорожное топливо вызвали общенациональные протесты, которые замкнули правительство в нечто вроде порочного круга, ограничив как его усилия, так и желание полностью отказаться от субсидий.
Буквально на прошлой неделе министр нефти Ирана Джавад Оуджи снова был вынужден преуменьшить значение разговоров о том, что правительство, возможно, планирует сократить субсидии на бензин и поднять цены на заправках. “Повышение цен на бензин не стоит на повестке дня правительства, люди не должны обращать внимание на подобные слухи”, – сказал он.
Поставки не даются легко. Быстро растущий спрос на дизельное топливо и бензин, усугубляемый контрабандой, вынуждает Иран искать способы дальнейшего увеличения и модернизации своих перерабатывающих мощностей. Несмотря на то, что у компании уже есть десять действующих нефтеперерабатывающих заводов, которые перерабатывают в совокупности 2,29 млн. баррелей нефти и конденсата в сутки, нынешняя администрация объявила о планах строительства новых мощностей. Но это, вероятно, займет время.
В краткосрочной перспективе рост мощностей и объемов производства будет ограничен модернизацией существующих НПЗ, которым также препятствуют западные санкции. В то же время растущий спрос на бензин вынуждает существующие нефтеперерабатывающие заводы работать на полную мощность, оставляя меньше возможностей для простоев.
В марте правительственные чиновники выразили обеспокоенность по поводу того, что стратегические запасы бензина упали до чрезвычайно низкого уровня, покрывающего только 5 дней потребления страны. Это произошло из-за того, что спрос на бензин в Иране вырос в среднем до 657000 баррелей в сутки в последний иранский год, закончившийся 20 марта. Это всего на 66000 баррелей в сутки ниже общего уровня производства бензина в Иране. Страна заявила, что отложила “капитальный ремонт нефтеперерабатывающих заводов” до следующего года, чтобы в настоящее время заводы могли работать на максимальной мощности, хотя не уточняется, какие именно нефтеперерабатывающие заводы были затронуты. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)