Нефтяные фьючерсы в последнее время сильно растут (15 сентября они приблизились в Лондоне вплотную к $95 за баррель), но их рост не идет в сравнение с ростом фьючерсов на дизельное топливо, которые в США, например, установили новый рекорд для середины сентября, превысив $140 за баррель. В Старом Свете дизельные фьючерсы выросли за две недели осени на 60%.
Эксперты утверждают, предупреждает Bloomberg, что это еще не предел. 5 сентября Россия и Саудовская Аравия, неофициальные лидеры соглашения ОПЕК+, объявили о продления действия снижения добычи нефти до конца года. В конце года спрос на дизельное топливо всегда растет.
Даже если Россия и КСА начнут в первые месяцы 2024 г. постепенно наращивать добычу, запасы нефти будут оставаться еще довольно продолжительное время на низком уровне.
Аномально жаркое лето в северном полушарии заставило многие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) снизить темпы производства, что негативно повлияло на запасы нефтепродуктов. К тому же приблизительно в это же время НПЗ пришлось “отвлекаться” на производство авиационного топлива и бензина, спрос на которые, объясняет аналитик Goldman Sachs Каллум Брюс, существенно вырос.
Не следует забывать, что коронавирусная пандемия, во время которой нерентабельные НПЗ закрылись, закончилась не так давно. Сейчас спрос на нефтепродукты восстановился, а количество НПЗ значительно сократилось, что не могло не отразиться на объеме предложения.
Ситуация складывается угрожающая, но эксперты надеются на лучшее. С приходом осени и зимы ограничения, которые накладывает на работу НПЗ жаркая летняя погода, ослабнут, что должно положительно сказаться на объеме производстве, несмотря на запланированные закрытия части предприятий на профилактику.
С другой стороны, существуют проблемы с поставками дизельного топлива на глобальный рынок. Например, Россия, которая остается несмотря на западные санкции крупнейшим поставщиком дизеля, собирается ввести ограничения на его экспорт. Еще один крупный экспортер – Китай – недавно объявил о вводе новых экспортных пошлин. Экспорт китайского дизельного топлива большую часть 2023 г. находится вблизи 5-летних минимумов.
В результате сокращения поставок дизельного топлива его запасы в США и Сингапуре оказались ниже средних в это время года. Ниже запасы дизеля и в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), чем пять лет назад.
Несмотря на рост запасов дистиллятного топлива в США 1-8 сентября на 3,9 млн. баррелей, его все равно сейчас в хранилищах на 13% меньше средних значений за последние 5 лет. Причем, этой осенью запасы, по прогнозам, снизятся больше обычного: в октябре, приблизительно на 11 млн. баррелей, тогда как в среднем в 2018-2022 гг. октябрьское снижение не превышало 8 млн. баррелей.
Проблемы с поставками дизельного топлива немедленно отразятся на экономике, которая, без преувеличения можно сказать, едет на дизеле. Рост цен на дизель немедленно приведет к росту цен на все или почти все продукты и товары через удорожание транспортных расходов.
Американские экономисты предупреждают, что дизельный кризис может отправить первую экономику планеты, когда американцы перевели дух после заявлений, что опасность рецессии миновала, в эту самую рецессию. В Вашингтоне прекрасно понимают, чем чреват рост цен на дизельное топливо и бензин, и внимательно следят за ситуацией на рынках.
Здесь следует помнить и о взаимозависимости между бензином и дизелем: дизельный кризис может заставить НПЗ переключиться на усиленное производство дизельного топлива в ущерб бензину, что легко может спровоцировать бензиновый кризис.
Что касается прогнозов, то ситуация вполне может ухудшиться, потому что сезонный спрос на дизельное топливо еще далек от максимума. К тому же, согласно ежемесячному отчету Международного энергетического агентства (МЭА), выпущенному на прошлой неделе, ожидается, что потребление дизеля в этом году может вырасти на 100 тыс. баррелей в день. Рост потребления бензина ожидается еще выше – почти на полмиллиона баррелей в день, на авиационное топливо и керосин – и вовсе более чем на 1 млн.
“Все упирается в предложение, – объясняет начальник отдела нефтепродуктов в консалтинговой фирме FGE Юджин Линделл. – Европейские НПЗ не смогли создать летом запасы, потому что незапланированные сбои привели к тому, что в преддверии зимы хранилища стоят сейчас полупустые”. (Rcc/Химия Украины и мира)