Пожертвовав добычей и экспортом газа, российские власти готовятся “пустить под нож” еще одну ключевую отрасль сырьевой промышленности, которая с советских времен снабжала экономику твердой валютой для оплаты импорта от технологий до ширпотреба.
Россия может быть вынуждена сократить добычу нефти из-за нового пакета санкций, который включает потолок цен и запрет на страхование танкерных перевозок, сообщил вице-премьер Александр Новак. Позиция России не поменялась, подчеркнул он: “Мы не планируем поставлять нефть и нефтепродукты в страны, которые будут применять принцип ценового потолка”. Потолок цен на российскую нефть начнет действовать 5 декабря: баррели, которые продаются дороже, лишатся страховки при танкерных перевозках, что закроет для них не только порты стран G7, но и турецкие проливы.
По оценке МЭА, российской нефтяной отрасли придется сократить производство в 2023 году на 1,4 млн баррелей в сутки, а на пике – весной – обвал может достигать 2 млн баррелей ежедневно. Среднегодовая добыча в России, согласно прогнозу агентства, опустится до 9,6 млн баррелей в сутки – уровня конца 2000-х.
Для нефтяной отрасли это может означать крах, восстановиться от которого она будет не в состоянии: так, резко уменьшив добычу в пандемию, Россия так и не смогла вернуть ее на прежние уровни, напоминает главный экономист Института международных финансов (IIF) Робин Брукс.
Обвал нефтедобычи сулит проблемы бюджету. Его готовили явно не учитывая последствия новых санкций, отмечает экономист Александра Суслина. В макропрогноз Минэкономразвития заложено лишь незначительное снижение добычи – с 515 до 490 млн тонн в год (-5%). При этом нефтяной экспорт, как считает МЭР, должен даже вырасти – до 250 млн тонн, следует из пояснительной записки к закону о бюджете. Дыра в бюджете может оказаться в 1,5 раза больше – до 4,5 трлн рублей, оценивают аналитики ВТБ. (The Moscow Times/Химия Украины и мира)