Новости об утверждении поднятия акцизов активизировали рынок, который затруднялся импортировать дополнительные объемы. Ситуация более чем благоприятная, поскольку цены на внешнем рынке падали. В то же время возникает традиционный вопрос: не перельют ли трейдеры рынок снова, не почувствовав эффекта от своей нехитрой тактики? Во всяком случае, всплеск поставок уже начался.
Основной новостью недели стало прохождение Верховной Радой формальностей по пути к подписи законопроекта №11256-2 о повышении акцизного налога на топливо. Ранее звучали сообщения, что преодолеть жалобы нардепов парламент быстро не сможет, поэтому дату повышения налога прогнозировали на 1 октября.
Ясность в этом вопросе мгновенно сказалась на продажах. “Спрос ощутимо оживился”, – отметили в одной из компаний.
А вот что касается цен, то пока “акцизная” новость на них не повлияла. Очевидно, что этот фактор проявится в ближайшее время.
“Уже сейчас на юге есть компании, которые притормозили продажи. Все понимают, что на следующей неделе будет выше, это компенсирует возможные потери на хранении ресурса. 41 грн./л и более – таковы реалии южного рынка в ближайшее время”, – отметил основатель “Мартин Трейда” Владимир Порайко. По состоянию на 23 августа стоимость дизельного горючего на юге составляет 39,85-41 грн./л. Но, по словам импортеров, раздаются предложения и за 39,60 грн./л. На нижнем пределе предлагали горючее “Укройлпродукт” (39,85 грн./л), ОККО (39,90 грн./л) и ЗНГК (40 грн./л).
На западе ситуация немного лучше. “Там больше маржинальность”, – рассказали в одной из топливных компаний. Стоимость горючего на этом направлении варьируется в диапазоне 41,45-43,85 грн./л, но, как и на юге, компании способны придерживать ресурс.
В целом, согласно данным мониторинга Консалтинговой группы А-95, средняя стоимость дизтоплива за неделю потеряла 0,47 грн./л и составляет 42,97 грн./л. Это явилось следствием снижения цен на внешнем рынке: с 16 по 22 августа европейские котировки потеряли $19/т (0,79 грн./л) и находились в диапазоне $690-705/т.
На прошлой неделе среднесуточный импорт дизельного горючего был самым большим, начиная с конца марта. Отгрузки выросли по сравнению с неделей ранее на 17% до 21,65 тыс. т в сутки. Прирост произошел путем увеличения железнодорожных поставок, в большей степени зависящих от графика отгрузок и загруженности путей. Так, импорт горючего вагонами-цистернами на прошлой неделе составил 8,38 тыс. т в сутки, что на 76% больше, чем неделей ранее.
Благодаря увеличению железнодорожного объема импорт дизтоплива из Польши на прошлой неделе вырос на 79%, до 7,07 тыс. т в сутки. На 48% увеличились и отгрузки из Румынии, до 7,26 тыс. т. Трейдеры нарастили поставки всеми видами транспорта: железнодорожные партии прибавили 35%, автомобильные – 16%, водой – 63%.
С 1,39 до 1,51 тыс. т выросли поставки из Литвы. С 26 августа по 1 сентября горючее Orlen Lietuva подешевеет на $24-25/т до $746-764/т. Украинские компании предлагают его на 0,8-0,9 грн./л дешевле, чем на прошлой неделе. Например, на telegram-канале УНТК отмечено, что стоимость горючего литовского производителя составляет 39,10-39,80 грн./л в зависимости от базиса поставки, несмотря на 39,90-40,60 грн./л неделей ранее.
На прошлой неделе на 42% уменьшились поставки дизеля из Греции. Часть греческого ресурса была замещена импортом из Румынии. Также на 28% снизились отгрузки из Турции. В начале августа трейдеры “распечатали” турецкое направление, отгрузив партию ресурса из порта в Яримке.
К факторам, способствующим росту цен на дизель, могут добавиться и европейские котировки. 23 августа по состоянию на 15:25 фьючерсы на газойль выросли на $10/т до $708,5/т. (enkorr.ua)