В России наблюдается оживление спроса на рынке шин. При этом растет и стоимость продукции. На цене отразились не только общие инфляционные факторы, но и законодательные ограничения. Параллельно рынок испытывает серьезное давление со стороны иностранных поставщиков, особенно в сегменте легковых шин.
Оживление спроса. В I полугодии 2024 года в России наблюдался устойчивый рост спроса на автомобильные шины. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года динамика продаж всех типов покрышек в рознице составила 15%. При этом в 2023 году рост по отношению к первому полугодию 2022 года был еще выше – 30,9%. Оживление спроса произошло в целом на фоне восстановления автомобильного рынка и продаж автомобилей.
По состоянию на 1 июля 2024 года на территории Российской Федерации было зарегистрировано 54,5 млн. единиц автомобильной техники. Год назад, 1 июля 2023 года, в стране было зарегистрировано 53,9 млн. авто, то есть на 600 тыс. меньше. 85% от этого количества приходятся на легковые автомобили, которых насчитывается 46,36 млн. штук (45,74 млн. ед. на 1 июля 2023 г.). Также в России числятся 4,17 млн. легких коммерческих машин (LCV) (4,12 млн. ед. в 2023-м) и 3,6 млн. грузовиков (было 3,67 млн. ед.). Самым же малочисленным сегментом остаются автобусы, которых зарегистрировано 0,36 млн. единиц.
Шины растут в цене. Высокий спрос, как и общие инфляционные факторы, повлияли на стоимость шин в России, которая также показала рост. В среднем одна летняя шина в первой половине 2024 года продавалась в рознице за 5830 руб. Этот показатель оказался на 13,7% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Всесезонные шины прибавили в цене 13,2% до 8264 руб. за единицу. Шипованные зимние шины – 8,8% до 7333 руб., а нешипованные стали дороже на 10,5% до 5897 руб.
Согласно данным национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, цены выросли еще и вследствие принятия постановления об ограничении эксплуатации шин не по сезону и восстановленных шин (постановление правительства РФ от 27 мая 2023 г. №837). Для конечных покупателей выросли на 12% на шипованные зимние шины на легковые машины, на нешипованные – на 8% в 2023 году в сравнении с 2022-м. Предложение продукции при этом превышает 2022 год на 11% во многом благодаря приросту предложения шипованных зимних шин из-за резкого роста импорта (+101% к 2022 г.).
В связи с увеличением спроса на шины и ростом цен траты россиян в денежном выражении увеличились к аналогичному периоду прошлого года на 35,7%. Если в январе-июне 2023 года суммарно на приобретение шин были потрачены 175,7 млрд. руб., то в январе-июне 2024 г. – 238,5 млрд. руб., что на 62,8 млрд. больше.
Анализ импорта. Согласно данных государственной информационной системы мониторинга товаров, импорт шин в РФ по итогам 2023 года увеличился на 24% к 2022-му и на 36% к 2021-му. При этом только Китай экспортировал в Россию шин и покрышек пневматических резиновых новых на $1,68 млрд., что составило почти 8% от всего экспорта из КНДР.
Подъем российского рынка шин в 2023 году был обеспечен исключительно поставками импортной продукции. Согласно данным Росстата, производство шин внутри России в 2023 году продолжило снижение. По данным статистического ведомства, если в I полугодии 2024 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года российское производство шин увеличилось на 15% до 25,2 млн. штук, то в 2023 году было произведено 45,6 млн. шин, что меньше, чем в 2022-м, на 11,9%.
В то же время большая часть предложения на рынке в 2023 году приходится на “Производство РФ” и составляет 58% от всего предложения. Поставки из-за пределов РФ – 42%. Большую часть ввозимых шин в рассматриваемом периоде составляют легковые шины. В 2023 году поставки из-за пределов РФ этого типа продукции составили 19,2 млн. штук – 64,5% от общего объема поставок шин в страну. Это на 44% больше, чем за аналогичный период в 2022 году. Следом идут грузовые шины – 3,5 млн. штук. Это 11,6% всей ввозимой продукции, что на 21,8% меньше, чем за аналогичный период в прошлом году.
Российское производство. Снижение объемов производства шин по сравнению с аналогичным периодом 2023 года обусловлено приостановками операционной деятельности, в том числе по причине проблем с поставками сырья, и сокращением поставок шин на экспорт, поскольку 5-й пакет санкций Евросоюза, вступивший с силу в силу 10 июля 2022 года, ввел запрет на ввоз в ЕС шин, произведенных в Российской Федерации.
С 2017 по 2024 годы максимальное производство шин было зафиксировано в 2018 году. Тогда за весь год было произведено 67,5 млн. шт. шин.
Локальное производство шин по итогам 2023 года оказалось распределено следующим образом: 75% – для легковых автомобилей, 13% – для грузовиков, 9% – легкогрузные покрышки для среднетоннажников и автобусов. На остальные категории пришлось менее миллиона выпущенных в России единиц продукции.
Большая часть от общего объема – это производство шин для легковых автомобилей. Всего в 2023 году таких шин было выпущено свыше 30,4 млн. шт., что на 11,8% меньше, чем было произведено в 2022 году. За I полугодие 2024-го шин такого типа было выпущено производителями в количестве 18,2 млн. шт., что на 27% больше, чем в январе-июне 2023 г. Если по итогам 2023-го доля шин для легковых авто составляла 66,5% от общего выпущенного объема, то по итогам января-июня 2024-го доля таких шин увеличилась до 72,3%.
Почти 6,5 млн. шт. шин и покрышек, произведенных в стране, предназначено для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Это на 7,7% меньше, чем в 2022-м. В I полугодии 2024 года были произведены 3 млн. шт. таких шин, что практически соответствует уровню аналогичного периода 2023-го. (rupec.ru)