Российские химические компании наращивают вложения в инновации, но доля научных разработок пока относительно невелика. Власти страны продолжают рассчитывать на китайское партнерство в сфере нефтехимии, однако сама КНР активно привлекает арабские инвестиции в проекты на своей территории.
В российском химпроме растут затраты на инновации. В российской химической промышленности растут вложения в научные исследования и в инновации. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ по итогам 2023 года зафиксировал рост затрат на инновационную деятельность в области производства химических веществ и химических продуктов за год на 27,6% до 192,6 млрд. руб. В другом своем исследовании ИСИЭЗ отмечает, что в 2023 году на проведение исследований и разработок в области производства химических веществ и химических продуктов российские компании направили 8,9 млрд. рублей или 2,3% от общих затрат на инновации. Из этой суммы затраты на продуктовые инновации составили 26,8%, на процессные – 73,2%.
Данные исследований отражают реальную ситуацию, сложившуюся в отрасли. После введения санкций в 2022-2023 годах крупные российские химические компании стараются разрабатывать новые для себя продукты (в том числе наукоемкие), идут в малотоннажную химию как для обеспечения собственных производств, так и для удовлетворения внутрироссийского спроса в целом. Однако, как правило, речь идет о корректировке имевшихся процессов, усовершенствовании технологий, реинжиниринге. Научные же разработки в основном касаются лишь прикладных направлений. Фундаментальные и поисковые исследования остаются прерогативой государства.
Россия хочет новых нефтехимпроектов с Китаем. Что касается крупных производств, то Россия видит перспективы создания новых совместных СПГ и нефтегазохимических проектов с китайскими компаниями. Об этом сказал вице-премьер РФ Александр Новак на международном форуме “Ростки”. По словам вице-премьера, власти РФ рассчитывают на развитие двух крупных проектов – “Ямал СПГ” и “Арктик СПГ – 2”, где участвуют крупнейшие китайские компании. С проекта “Ямал СПГ” в Китай уже осуществляются поставки. Здесь же, по замыслу российской стороны, возможно создание и нефтехимических проектов.
Примером, видимо, служит успешное взаимодействие с китайскими партнерами в Амурской области на связанных проектах АГПЗ и АГХК. Однако АГПЗ и АГХК расположены фактически на границе с Китаем, что делает крайне выгодной логистику нефтехимической продукции. А будет ли экономически выгодно для КНР возить ее с Ямала – большой вопрос. Тем более, что, несмотря на падение спроса на нефтегазохимическую продукцию внутри страны, Китай продолжает наращивать мощности на своей территории и привлекать для этого арабских инвесторов. Так, очередной проект мощностью 1,5 млн. тонн этилена, 2 млн. тонн параксилола и производных на минувшей неделе анонсировали Aramco, Sinopec и китайская Fujian Petrochemical Company Limited (FPCL).
Венгрия и Индия идут в Казахстан. Бурно развивается нефтегазохимия и в соседнем Казахстане. На этот раз “Казмунайгаз” заключил соглашение с венгерской нефтегазовой компанией MOL Group по углублению сотрудничества. Помимо ранее оговоренных намерений развивать разведку и добычу углеводородов, стороны рассматривают и будущие нефтехимические проекты. Однако их подробности не раскрывают.
А вот индийская Uflex Limited подробности своего проекта раскрыла. Корпорация планирует построить в Казахстане завод по выпуску упаковочной пленки стоимостью $110 млн. Годовая мощность будущего производства составит 45 тыс. тонн. Пока Uflex планирует импортировать сырье из России, Китая и Южной Кореи. Однако, зная особенности работы в Казахстане, можно предположить, что конфигурация проекта может быть скорректирована под влиянием позиции властей страны и в целях подстройки под местное сырье.
Шины накачивают, а что дальше? Наконец, стоит отметить восходящий тренд на российском рынке шин. Российские производители шин по итогам января-сентября 2024 года выпустили 33,25 млн. единиц продукции. Производство за девять месяцев на 12% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.
Рост, вероятнее всего, будет зафиксирован и по итогам года. Особенно если участь, что на прошедшей неделе заработал еще один бывший актив ушедших международных корпораций. Шинный завод Gislaved в Ульяновске (в прошлом Bridgestone, сейчас входит в группу “Кордиант”) возобновил производство. В 2025 году завод планирует выпустить 1,2 млн. шин при проектной мощности 2,4 млн. штук.
Высокий спрос, как и общие инфляционные факторы, повлияли на стоимость шин в России, которая также показала рост. В среднем одна летняя шина в первой половине 2024 года продавалась в рознице за 5830 руб. Этот показатель оказался на 13,7% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Всесезонные шины прибавили в цене 13,2% до 8264 руб. за единицу. Шипованные зимние шины – 8,8% до 7333 руб., а нешипованные стали дороже на 10,5% до 5897 руб. (rupec.ru)