Рост цен на метанол после конфликта между Ираном, крупнейшим мировым поставщиком, и Израилем отразился и на России.
Увеличение стоимости метанола в мире из-за нестабильности на Ближнем Востоке затронуло и Россию. После снижения котировок в июне они увеличились на 8%. Но с уходом этого фактора котировки начали стабилизироваться. Эксперты считают, что в долгосрочном плане нет фундаментальных причин для устойчивого роста стоимости, учитывая планируемые пуски новых установок.
По информации Центра ценовых индексов (ЦЦИ), в текущем месяце стоимость метанола от производителей РФ поднялись на 8%, достигнув 21,45 тыс. руб. за тонну (с НДС). Аналитики центра отметили, что негативная динамика котировок на внутреннем рынке сменилась ростом из-за внешнеполитических факторов, включая приостановку добычи и переработки газа в Тегеране, а также выпуска его производных, в частности метанола. При этом российский рынок в значительной степени следует за мировым: котировки на базе FOB Роттердам увеличились на 13% к предыдущему месяцу, а на базе CFR Китай – на 7%, достигнув $277/т.
Подорожание метанола стимулирует производителей из РФ к поставкам за рубеж. В ЦЦИ сообщили, что “Щекиноазот” запланировал огромные отгрузки в Поднебесную в июле, при этом общий объем поставок компании, включая внутренний рынок, свыше 100 тыс. т. “Газпром метанол” намерен отправить порядка 66 тыс. т, из них 44 тыс. т – на экспорт. По данным участников отрасли, отгрузки метанола согласуются и перевозятся по железной дороге без ограничений, в том числе за рубеж.
Тем не менее, по оценке ЦЦИ, несмотря на рост маржинальности поставок в КНР за месяц на 12% до 10,5 тыс. руб. за т без НДС (с учетом базиса российских производств в европейской части РФ), маржинальность все еще низкая на фоне крепкого рубля.
На китайской бирже Zhengzhou Commodity Exchange фьючерсы на метанол по основному контракту в июне поднялись на 6% по сравнению с маем, достигнув в среднем $330,87/т по курсу на 21 июля. За этот же период использование производственных мощностей возросло с 83% до 88%, а запасы в китайских портах выросли с 0,39 млн. т в конце мая до 0,53 млн. т на конец июня. Аналитики ЦЦИ замечают, что, несмотря на окончание острого течения конфликта, сохраняется риск сокращения импорта из Ирана. В случае, если перебои затянутся, в Китае может возникнуть серьезный дефицит, что повлияет на цены.
В Индии, где 65% потребляемого метанола импортируется из Ирана, спотовые цены в портах в июне поднялись на 21% до $306/т, но после смягчения ситуации начали снижаться и к концу месяца достигли $264/т.
По оценке Ивана Тимонина из компании “Имплемента”, в последующие годы прогнозируется значительный рост мощностей: к 2027 году порядка 19 млн. т дополнительных мощностей и еще 6 млн. т – к 2030 году, что приведет к достижению глобальной производственной базы до 210 млн. т. Это, по его прогнозам, будет оказывать сдерживающее воздействие на котировки, без значимых внешних потрясений или резкого роста потребления долгосрочный устойчивый рост цен маловероятен. (oilcapital.ru)
