Казахстанским нефтепереработчикам самостоятельно приходится решать вопрос с размещением продукции по нефтехранилищам по всей республике, сообщил представитель одного из трех казахстанских НПЗ на условиях анонимности. ” Чтобы не останавливать производство и не снижать объемы переработки, мы отправляем продукцию на нефтехранилища по всему Казахстану, так как собственные нефтебазы уже заполнены “под завязку”. Аренда чужих нефтехранилищ производится счет средств заводов”, – сообщил источник.
По словам нефтепереработчика, правительство до сих пор не решило вопрос с ограничением импорта бензина из России. Нерешенным остался и вопрос с экспортом нефтепродуктов казахстанского производства. “Российский бензин продолжает поступать на внутренний рынок Казахстана, несмотря на постановление об ограничении импорта. Кроме этого, так и не решен вопрос с экспортом казахстанских нефтепродуктов. В частности, в Афганистан”, – сказал собеседник.
Он напомнил, что цены на ГСМ в республике регулируются государством. “Однако, нынешняя ситуация, когда НПЗ приходится за свой счет арендовать нефтебазы для хранения продукции, в любом случае “выстрелит” к осени очередным ростом цен на нефтепродукты”, – сказал нефтепереработчик.
7 мая 2013 г. было принято постановление правительства об ограничении импорта бензина из России. Такое решение было принято из-за перенасыщенности казахстанского рынка российскими ГСМ. Все три казахстанских НПЗ весной столкнулись с проблемой затоваривания собственной продукцией.
Ранее Миннефти РК обещало, что еще в начале 2013 г. будут введены ограничения на поставки российских ГСМ на рынок Казахстана, приводя в качестве аргумента затоваривание внутреннего рынка нефтепродуктами и необходимостью направления казахстанской нефти на собственные предприятия, а не в Россию в обмен на российские ГСМ. Так, Павлодарский нефтехимический завод несколько раз был на грани остановки. Это было связано с тем, что российский бензин по демпинговым ценам класса Евро-2 массово стал поступать на рынок Казахстана. За январь-апрель в Казахстан поступило 610 тыс. т, что больше половины годовой нормы.
В начале года в России прекратили на законодательном уровне производство бензина марки Евро- 2, все нереализованные объемы “хлынули” на рынок Казахстана, отчего три НПЗ республики оказались затоварены собственной продукцией. По мнению экспертов, хорошим выходом из создавшейся ситуации было бы открытие экспорта для казахстанского бензина, чтобы разгрузить рынок и нефтехранилища. Казахстан имел подобный опыт экспорта нефтепродуктов в Афганистан в 2010 г.
В Казахстане действуют нефтеперерабатывающие заводы в Шымкенте (на юге), Атырау (на западе), в Павлодаре (север страны). Все НПЗ контролирует “КазМунайГаз”. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)