“Российские железные дороги” знают, как сэкономить до 20% на моторных и трансмиссионных маслах для подвижного состава за счет их грамотного рециклинга.
Сегодня в локомотивном парке РЖД только тепловозов – пассажирских, грузовых и маневровых – более 10 тыс. Три четверти из них постоянно находятся в рейсах. Это основная тягловая сила железнодорожного транспорта. Тепловозы независимо от марки и сложности конструкции, кроме топлива, потребляют значительные объемы масла. А его необходимо не только регулярно добавлять и менять, но и утилизировать. На этом завершающем этапе жизненного цикла масла РЖД могут и должны прилично заработать. Тем более, что объемы ежегодно закупаемого для локомотивного хозяйства тепловозного масла позволяют действовать с размахом (в 2013 г. – 88217,85 т, за 3 квартала 2014 г. – 60528,79 т). Переработки, или так называемой регенерации, ждут сотни тысяч тонн ценнейшего сырья, технологии для этого есть.
Пока же путевые хозяйства сдают “отработку” в хранилища, а то и сливают в землю, отравляя и загрязняя почву, грунтовые и поверхностные воды. Проблема эта для страны (и мира в целом) не новая. Современные технологии регенерации позволяют восстанавливать до уровня качественных базовых масел 70-85% и даже 90% исходного сырья. Полученный таким образом смазочный материал можно перерабатывать еще минимум дважды. При переработке сырой нефти выход товарных масел часто не превышает 10%. Выгода еще ощутимее, если довести норму сбора отработанного масла до 35-54%. Тогда энергозатраты на его очистку и восстановление становятся в 20 раз меньше тех, что идут на производство таких же объемов масла из нефти.
Сейчас независимые эксперты просчитывают экономический эффект от предполагаемых новаций в сфере сбора и рециклинга отработанных масел, а также уточняют детали технологии и логистики процесса. Пока все говорит за то, что таким образом “Российские железные дороги” могли бы получать до 20% высококачественных масел от общего необходимого объема.
На сегодня и российская, и общемировая статистика по этой теме достаточно расплывчата.
В Советском Союзе, например, сбор и утилизация отработанных масел системно начались с 1930 г., когда их порядок был определен приказом ВСНХ. В более поздние годы работу организовывало ВО “Вторнефтепродукт” при Госснабе СССР. В 1980-х в стране был достигнут высокий уровень сбора и утилизации отработанных масел, который к началу 1990-х годов достиг 1700 тыс. т/год. Затем объемы стали снижаться и в 1994 г. упали до 470 тыс. т. В дальнейшем тенденция продолжилась. А это значит, что “недособранное” масло сливалось в сточные канавы либо уходило на черный рынок. В итоге – убытки для государственной экономики плюс экологический урон. Сейчас четкой картины в целом по стране на этот счет не существует.
Что касается планетарного масштаба, то общая масса технических масел, поступающих в отходы в течение года во всем мире, оценивается в 40 млн. т. Только половина из них собирается. Перерабатывается не более 2 млн. т, или около 5% от общего объема. Отношение к проблеме неоднозначное. Наиболее “продвинутые” страны в среднем перерабатывают 30-40% отработанных масел с высоким качеством товарной продукции на выходе. В ЕС с 1975 г. базовым документом, определяющим отношение к утилизации “отработки”, является директива 75/439/ЕЕС с массой поправок к ней. Документ регламентирует создание целостной системы сбора, транспортировки, хранения и переработки без вреда для окружающей среды. Отработанные масла рассматриваются не как отходы, предназначенные к уничтожению, а как ценный сырьевой продукт, подлежащий тщательному вторичному использованию. Приоритетной технологией является регенерация: экологически и экономически она считается наиболее оправданной. Каждая страна – член ЕС должна раз в 3 года отчитываться по этой теме перед специальной комиссией. По части регенерации для Европы страной – эталоном для подражания является Великобритания. В рамках мощной программы Oil Bank Line она регенерирует до 86% всех отработанных нефтепродуктов. Одних только малогабаритных установок по регенерации технических масел в Соединенном Королевстве больше тысячи. Они располагаются при пунктах сбора вторичного сырья. Серьезные достижения в этой сфере достигнуты также в Германии, Италии, Бельгии, Голландии, Люксембурге.
Глобальные производители моторных масел активно продвигают на рынок брэнды, в состав которых входит значительный процент регенерированного продукта. В Канаде фирма с мировым именем продает линейку своих товаров, где доля восстановленного масла составляет до 50%. Во Франции поставщикам смазочных материалов законодательно предписано использовать в их составе до 15% “регенератов”. Их включают в продукцию и некоторые производители масел Италии и Германии, у которых закупаются массовые автосборочные производства.
Это доказательство того, что регенерированное, восстановленное – не значит низкосортное. Это обычные качественные базовые масла с определенными характеристиками, как и новые. Использовать их – прямая экономическая и экологическая выгода. В том числе и для “Российских железных дорог”. (Rcc/Химия Украины и мира)