Кризис заставил крупнейших зарубежных производителей пересмотреть не только ассортимент предлагаемой продукции, но и подход к организации бизнеса. Об особенностях предпринимательства в России, импортозамещении и ожиданиях от 2017 года рассказал генеральный директор “Сен-Гобен СНГ” Эрван Дюпюи.
– Вы руководите “Сен-Гобен СНГ” десять месяцев. Что изменилось в компании за это время?
– Десять месяцев – слишком маленький срок, чтобы руководитель мог записывать какие-то серьезные изменения на свой счет. Масштаб организации настолько велик, что с моей стороны было бы слишком самоуверенно утверждать, что благодаря мне успели произойти качественные преобразования. Однако хочу отметить, что с моим приходом компания в большей степени сконцентрировала усилия на дифференциации и применении гибкого подхода в работе (Agile approach).
– Как бы вы охарактеризовали свой стиль управления?
– Я придаю огромное значение гибкому подходу во взаимодействии с потребителями. Организация может быть успешной только в том случае, если она буквально поглощена идеей удовлетворения потребностей потребителей. Однако сделать так, чтобы эту точку зрения разделяли все сотрудники – а речь идет об очень большой компании – не так просто. Усилия руководителя направлены преимущественно на то, чтобы каждый человек в компании привносил свой вклад в понимание того, кто является потребителем и каковы его потребности. Еще одна сложная задача – раскрыть потенциал сотрудников. Я приятно удивлен количеством талантов в нашей компании. Но иногда максимальному успеху препятствует организация процесса. Слишком строгое следование всем этапам может ограничивать тебя в движении и тем самым тормозить развитие. Поэтому важной задачей я считаю освободить компанию от некоторых искусственных ограничений и тем самым в полной мере раскрыть имеющийся у нас потенциал. Мы должны не отставать от наших клиентов, большинство из которых – предприниматели, которые стараются максимально быстро развивать свой бизнес. Чтобы успеть за ними, мы должны двигаться с такой же высокой скоростью.
– Насколько ваш подход разделяется российской командой?
– В российских командах очень развито инновационное мышление. Однако часто люди не вполне понимают, какой уровень свободы и инициативы им предоставлен. Порой их нужно подталкивать, чтобы они были более смелыми. Недавно мы проводили конкурс Saint-Gobain Challenge и я заметил одну интересную вещь. У всех участников был очень высокий технический уровень, однако стратегия монетизации проектов оказалась ниже средней. В Западной Европе, например, ситуация была бы обратная: технически проект не очень сильный, но четко продумана маркетинговая стратегия выхода на рынок. Подытоживая, могу сказать, что российский предприниматель может предложить очень хорошее, обоснованное решение, но ему временами не хватает напористости, чтобы обеспечить этому решению выход на рынок.
– Компания “Сен-Гобен” всегда большое внимание уделяла инновациям. Насколько восприимчив к ним российский рынок?
– “Сен-Гобен” действительно одна из сотни самых инновационных компаний в мире. Российский рынок открыт для инноваций. Однако эта готовность не одинакова в разных регионах страны. Не одинакова она и в разных сегментах. Например, в рознице инновации продвигать очень сложно. С другой стороны, есть масштабные проекты, девелоперы которых готовы и хотят внедрять инновационные технологии. Между этими двумя полюсами существуют традиционные каналы дистрибуции, в этом “среднем” сегменте есть как сторонники инноваций, так и более консервативные клиенты. Потребители в России готовы платить за решения, которые делают их жизнь более комфортной. Но они не всегда готовы платить за продукты с долгой окупаемостью. Например, решения в сфере энергоэффективности воспринимаются отчасти неохотно, потому что период окупаемости у них 5-10 лет. При этом потребители с готовностью рассматривают решения, связанные с акустическим комфортом и качеством воздуха, преимущества которых можно увидеть и ощутить очень быстро.
– Как на компанию повлиял кризис? Вынудил ли он вас пересмотреть свою продуктовую линейку, каналы сбыта, взаимоотношения с поставщиками сырья?
– Кризис оказал на нашу компанию огромное системное влияние. Нам пришлось ввести строгий контроль за каждым потраченным центом. Для этого мы повысили уровень локализации продукции, а также создали исследовательский центр, чтобы можно было здесь разрабатывать свои формулы и меньше зависеть от зарубежных партнеров. Благодаря этой инициативе, а также нашей стратегии подбора ресурсов мы можем утверждать, что около 95% всего нашего производства локализовано, мы практически не зависим от внешних факторов. Второй реакцией с нашей стороны стал пересмотр ассортимента. По сравнению с докризисной ситуацией мы расширили предложение в эконом-сегменте, одновременно сохраняя хорошее портфолио продуктов с высокой добавленной стоимостью. Так что наша продуктовая линейка выросла как в верхнем ценовом, так и в эконом-сегменте. Одновременно мы сократили предложение в среднем ценовом сегменте. Еще одна наша реакция на экономический кризис – очень аккуратный подход к планированию структурных затрат, что, в прочем, не мешает продолжать искать новые направления для развития.
– Вы сказали, что локализовано 95% продукции. А что еще не локализовано?
– Продукты, которые мы не имеем возможности производить локально либо для которых не можем найти сырье, например химические добавки, отдельные виды цемента. Но если бы я мог локализовать 100% продукции, я бы с радостью это сделал.
– Какова доля российских продаж в общем обороте “Сен-Гобен” в мире и какое направление в деятельности компании приносит больше прибыли в бюджет российского подразделения?
– “Сен-Гобен” очень большая группа, на долю нашего подразделения приходится менее 1% продаж всей группы. Что касается направлений, то это реконструкция – она сейчас развивается активнее, чем новое строительство. Одной из важных задач мы также считаем расширение географического охвата. Компания уже имеет достаточно сильные позиции на Северо-Западе, Юге, Дальнем Востоке, в Казахстане и Центральной Азии, мы должны увеличивать присутствие на региональных рынках.
– Каким образом может проходить эта экспансия в регионы? Посредством открытия новых производств или работы с местными дистрибьюторами?
– Оба способа. Мы постоянно находимся в поиске новых возможностей и рассматриваем как новые проекты, так и приобретение уже существующих предприятий.
– Насколько велика роль местных властей в этом процессе?
– Основным критерием при выборе региона для нас является бизнес-фактор. Мы смотрим на доступность сырья, энергии – того, что необходимо для нашей деятельности. Властную конъюнктуру мы учитываем, но это уже вторичный фактор. “Сен-Гобен” – участник FIAC (Foreign Investment Advisory Coucil, Консультативный совет по иностранным инвестициям), а также Франко-российской торгово-промышленной палаты. В мае в составе группы французских компаний мы встречались с Владимиром Путиным, я надеюсь, что встречи будут повторяться. Конечно, мы заботимся об отношениях с властями как на федеральном, так и на местном уровнях. Власти регионов обычно приветствуют новый бизнес, между ними даже существует конкуренция, что выгодно для нас.
– Как вы оцениваете экспортный потенциал России и планируете ли расширять географию экспортных поставок?
– Давайте посмотрим на курс рубля к доллару. Сегодня – 64,5, а вчера он был 65,6. Наглядное доказательство того, насколько неправильно рассчитывать на экспортную стратегию, особенно когда речь идет о стройматериалах. Большинство из них не перевозится на дальние расстояния, а если мы добавим сюда риск валютных колебаний, то экспорт становится совсем ненадежной стратегией. Мы производим товары для российского рынка, однако используем возможности для экспорта продуктов, произведенных в России, когда для этого имеются соответствующие рыночные условия и обменный курс.
– Какое оборудование для производственных линий вы используете – российское или импортное?
– Мы стараемся по мере возможности приобретать оборудование у локальных поставщиков. Но есть некоторые специфические компоненты, которые вынуждены закупать у зарубежных партнеров, чтобы обеспечить высокое качество продукции. Есть книга спецификаций по тем компонентам, которые мы хотим здесь закупать. Не всегда наши закупщики могут их найти, тогда нам приходится обращаться в Германию, Италию и другие страны. В частности, в России не все хорошо с высокоточными измерительными приборами, весами, высокотемпературным оборудованием.
– Ваши ожидания от 2017 г. Какие факторы будут определять развитие российского строительного рынка в 2017-2018 гг. кроме цен на нефть?
– Не думаю, что 2017 г. будет очень хорошим. Но я надеюсь, что того спада, который мы наблюдали в 2015-2016 гг., больше не повторится. Приостановлено множество масштабных проектов – они заморожены в связи с недостатком финансирования. Частично это может быть связано с санкциями. В то же время понемногу начала возвращаться реконструкция – это хороший знак. Надеюсь, что наши потери в одном сегменте компенсируется ростом в другом, за счет этого 2017 г. будет относительно стабильным. Цены на нефть и курс играют весомую роль в том, будет ли рост или спад. Но важно также понимать, что строительный бизнес во многом зависит от уверенности населения в завтрашнем дне. Сейчас потребители в России предпочитают копить сбережения, нежелание тратить исходит не столько от недостатка денег, сколько от планов совершать покупки в будущем. И эти планы будут определяющими для нашего бизнеса. (Advis/Химия Украины и мира)