Впервые с 1999 г. объем импорта превысил половину всех поставок, а доля основных крупнейших НПЗ существенно упала. Участники рынка прогнозируют, что, если Кабмин откажется принять инициативы Минэнерго по регулированию рынка нефтепродуктов, через 2-3 года доля НПЗ сократится до 10-15% рынка.
В объединении “Укрнефтехимпереработка” заявили, что за 10 месяцев доля продукции НПЗ в общем объеме реализованных на украинском розничном рынке светлых нефтепродуктов сократилась до 44% против 54% годом ранее. “Динамика поставок за ноябрь-декабрь указывает на то, что эта пропорция полностью сохранится и по итогам 12 месяцев”, – сообщили в Минэнерго. Для сравнения: в 2005 г. импорт составлял 1% от общего спроса, в 2006 г. – уже 22%, в 2007 г. – 34%. Изменились и доли участников рынка. Доля компании ТНК-ВР, владеющей Лисичанским НПЗ, за 10 месяцев составила 14% против 20% по результатам аналогичного периода прошлого года. Доля “Укртатнафты” (Кременчугский НПЗ) снизилась до 18% (22%). Доля импортных нефтепродуктов выросла с 46% до 56%. В частности, белорусских – до 25% (21%), российских – до 14% (11%), литовских – до 6% (2%).
Как рассказала вице-президент по продажам, трейдингу и логистике “ТНК-ВР Коммерс” Елена Алексеева, начиная с 2004 г., когда были отменены импортные пошлины на нефтепродукты, производство нефтепродуктов в Украине упало на 49%. Несмотря на то, что европейские НПЗ также переживали нелегкие времена, их загрузка снизилась только на 11%. По данным “Укрнефтехимпереработки”, маржа НПЗ в европейских странах составляет в среднем $5 на барреле, тогда как в Украине – минус $1 на барреле (или примерно минус $7,2 на тонне).
По словам аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, высокая доля импорта привела к росту цен. “Импортеры привязаны к мировым котировкам Platts, их цены меняются еженедельно, что делает топливо более дорогим”, – говорит Сиренко. Как отмечают в пресс-службе ОАО “ЛУКойл” (Москва), цена бензина без налогов в Украине в 2011 г. поднялась до 58 евроцентов/л (против 49 евроцентов в 2010 г.), тогда как в странах Евросоюза она составляет 62-66 евроцентов/л, а в России – 47 евроцентов/л. “Фактически цены на бензин в Украине без налоговой нагрузки сопоставимы с европейскими”, – говорит Алексеева. Повышение стоимости нефтепродуктов привело к тому, что, по данным Минэнерго, спрос на бензин Аи-95 снизился за 11 месяцев с 2,1 до 1,5 млн. т, а на Аи-92 вырос с 1,4 до 2 млн. т.
За прошедший год снизилось и качество нефтепродуктов на рынке, отмечают в Минэнерго. По данным Государственной инспекции по защите прав потребителей, количество жалоб на качество нефтепродуктов в Украине выросло с 5,3 до 9 тыс. в 2011 г. “Продаваемые на украинских АЗС нефтепродукты уступают по качеству тем, что продаются в странах ЕС”, – отмечает Сиренко. По его мнению, это связано с тем, что, по сути, государство не контролирует выпуск нефтепродуктов мелкими производителями, которые смешивают низкооктановые бензины с присадками и поставляют на рынок контрафактный продукт. Кроме того, в Украине не стимулируется выпуск высококачественного топлива.
Как рассказал начальник отдела нефтепереработки Минэнерго Вадим Запорожченко, ведомство инициировало ряд мер, способных изменить ситуацию. В частности, подготовлен законопроект о лицензировании производства нефтепродуктов, который Кабмин в ближайшее время вынесет на рассмотрение Верховной Рады. “Это позволит запретить производство нефтепродуктов кустарным методом на различных нефтебазах”, – отмечает Запорожченко. Также Минэнерго внесло в правительство проект постановления Кабмина, предполагающего подачу законопроекта об отмене НДС на импорт нефти, и инициировало антидемпинговое расследования против импорта нефтепродуктов в страну, отметил он. Впрочем, все эти действия пока тормозятся другими ведомствами, в частности Минэкономики и Минфином, говорит Сиренко.
Елена Алексеева отмечает, что развитие отечественной нефтепереработки будет зависеть от того, примет ли государство меры по защите внутреннего рынка. “В противном случае в ближайшие годы доля украинских нефтеперерабатывающих предприятий через 2-3 года сократится до 10-15% рынка”, – считает А. Сиренко. (Коммерсант-Украина/ Химия Украины, СНГ, мира)