Сужение украинского рынка средств для гигиены полости рта и зубов (зубные пасты, зубные порошки, ополаскиватели для полости рта – зубные эликсиры, ополаскиватели-дезодоранты, освежители), отмечавшееся в 2011 г., оставалось актуальным и в I полугодии текущего года. Сокращение потребительского рынка происходило за счет спада импортных поставок и внутреннего производства. Украинское производство зубных паст и порошков, в частности, сократилось на 21% к I полугодию 2011 г. Количественные объемы выпуска данной продукции, по предварительным данным, составили 94 т. Зубную пасту в Украине производят компании “Биокон”, “Пирана”, “Инномедика”, “Фреш АП”, “Эффект”, “Комби”, “Поллена Украина”, зубной порошок – “Алтей Украина” и др., зубной эликсир, ополаскиватель – “Ароматика”, “Биокон”, Золотоношская ПКФ, “Крымская роза”, “Эффект” и др.
Импорт средств для гигиены полости рта и зубов в Украину сократился по сравнению с январем-маем 2011 г. на 11,3% (с 7,08 тыс. т до 6,29 тыс. т). В товарной структуре поставок традиционно доминировали зубные пасты (более 85%). В этом сегменте поставки сократились на 10,1%. На 18% сокращены поставки ополаскивателей, освежителей, эликсиров. Поставки зубной нити увеличены на 53,6%. Основной объем импорта зубных паст поступил из Китая (39%) и России (26%), ополаскивателей, освежителей и др. – из России (48%) и ряда европейский стран (Германия, Польша, Ирландия, Италия, Швейцария, Дания и др., суммарно- 41%), зубной нити – из европейских стран (более 98%).
Поставки зубных паст в Украину сократили все ведущие страны-экспортеры, за исключением США. Наибольшее снижение отмечалось из Китая – на 14,4% к январю-маю 2011 г.
Импорт зубных паст в Украину основными странами-экспортерами в январе-мае
Страна | Количество, т | Стоимость, тыс. $ | Средняя цена, $/т | В % по количеству к январю-маю 2011 г. |
Всего | 5430 | 22574 | 4157 | 89,9 |
Китай | 2111 | 4558 | 2159 | 85,6 |
Россия | 1407 | 6912 | 4913 | 94,5 |
Германия | 616 | 4620 | 7500 | 90,0 |
Великобритания | 503 | 2123 | 4221 | 86,7 |
США | 195 | 1339 | 6866 | 121,1 |
Турция | 172 | 251 | 1459 | 89,6 |
Словакия | 144 | 1059 | 7354 | 90,5 |
Польша | 113 | 489 | 4327 | 90,4 |
Из Китая поставлялись зубные пасты ТМ Colgate (фирма-производитель – Colgate-Palmolive). Из России в наиболее крупных объемах зубные пасты поставляла компания “Проктер энд Гембл Новомосковск” (ТМ “Бленд-а-мед”), а также концерн “Калина” (“Лесной бальзам”, “Дракоша”, “32 Extra Fresh” и др.) и “Невская косметика” (“Новый жемчуг”). Среди российских компаний-экспортеров зубных паст с незначительными объемами поставок фигурировали “Фаберлик” (ТМ Raberlik), “Косметическое объединение “Свобода” (“Семейная”), “СТИМ” (ТМ “Принцесса”, SPIDER MAN), “МИРРА-М” (ТМ “МИРРА-М”).
В поставках из Германии доминировали зубные пасты Blend-a-Med (производитель P&G Manufacturing GmbH’Gross-Gerau), Laсalut (производитель DR.THEISS NATURWAREN CmbH). Основные поставки зубных паст из США представлены торговой маркой AMWAY, Турции – Sanino (фирма-производитель EVYAP), Польши – Aquafresh, Parodontax, Sensodyne и др. (фирма-отправитель – GlaxoSmithKline, фирмы-производители в Европе – SmithKline Beecham Consumer Healthcare, Boods Contract Manufacturing Limited, de Miclen a.s. и др.). Из Польши также было экспортировано 45 т зубной пасты Optifresh ТМ Oriflame (фирма-производитель – концерн Oriflame Cosmetics S.A.).
Ряд стран-экспортеров зубных паст с незначительными объемами нарастили поставки. Среди них – Беларусь (23,4 т, +13% – здесь и далее к январю-маю 2011 г., ведущий поставщик – ЗАО “Витэкс”,ТМ “Витэкс”), Израиль (5,2 т, +25%, фирма-поставщик – SANO,ТМ Orbitol) ).
Украинский рынок средств для гигиены полости рта и зубов в I полугодии оценивается в 8,3-8,5 тыс. т, что на 10-11% меньше, чем в аналогичном периоде 2011 г. В потребительской структуре средств для гигиены полости рта и зубов на долю импортной продукции приходилось 96-97%, динамика рынка – это собственно темпы роста импорта.
Зубная паста на украинском рынке является наиболее популярным товаром из всего разнообразия продукции для ухода за полостью рта – более 85% общих продаж. На долю мировых лидеров в производстве зубной пасты (Colgate-Palmolive, Procter & Gamble, GlaxoSmithKline) приходилось 75% украинского рынка в натуральном выражении. Самыми популярными зубными пастами являются противокариесные. За ними следуют пасты, предлагающие комплексную защиту зубов, а также отбеливающие зубные пасты. Несмотря на отмечавшееся в 2011 г. и I половине этого года сужение потребительского рынка средств для гигиены полости рта и зубов, торговые операторы отмечают сохраняющийся спрос на “брэндовые” зубные пасты и увеличение значимости фактора качества по отношению к фактору цены. Тенденцией сегодняшнего дня эксперты называют перераспределение предпочтений среднего потребителя от недорогих сегментов к более дорогостоящим маркам – это касается лечебных паст, зубных щеток и некоторых других товаров. (Черкасский НИИТЭХИМ, ЦНТБ химического комплекса Украины/Химия Украины, СНГ, мира)