Европарламент вернулся к рассмотрению мер спасения углеродного рынка Евросоюза (Европейской торговой системы – ЕТС).
Депутаты предлагают ограничить предложение углеродных квот на выбросы, а также ужесточить вход на рынок. Финальное голосование по пакету мер пройдет в апреле, однако рынок на новости о реформе ЕТС среагировал сейчас. Так, в последние дни тонна сокращений СО2-эквивалента торгуется в рамках ЕТС на уровне EUR5 по сравнению с EUR0,57 осенью 2012 г.
Ряд профильных комитетов Европарламента поддержал представление пакета мер спасения ЕТС на общее голосование в апреле. Если он будет принят, рынок ожидает значительное ужесточение правил игры. Так, часть разрешений на выбросы, предназначенные предприятиям ЕС в ближайшие годы (пока аукционы, на которых распределялись и продавались квоты, проводятся регулярно), не будет допущена на ЕТС до 2019 г. Это позволит регулировать излишек предложения свободных квот на выбросы, наводнивших рынок в последнее время, что во многом привело к падению цен на нем.
Предполагаемые реформы углеродного рынка ЕС раскололи страны Евросоюза: если Франция, Великобритания, Испания выступают в поддержку пакета мер, то Польша и Кипр – однозначно против. Германия, Чехия и Венгрия еще не сформировали свою позицию.
ЕТС, созданная в 2005 г., покрывает около 45% всех выбросов Евросоюза, в ней участвуют 27 стран ЕС, а также Исландия, Норвегия, Лихтенштейн и Хорватия. В ЕТС участвует более 11 тыс. предприятий энергетического и промышленного секторов, а также авиационный сектор ЕС. На момент создания углеродного рынка ЕС (общая емкость которого, по данным Reuters Point Carbon, оценивается в $148 млрд.) Еврокомиссия планировала цену за тонну сокращения выбросов на уровне EUR30. В реальности на протяжении следующих лет цена составляла от EUR10 до EUR15/т. В 2012 г. цена тонны сокращений выбросов упала сначала до EUR3 в сентябре, а потом и до EUR0,57 в октябре. Среди основных причин падения рынка эксперты называют избыточную выдачу “свободных” квот на выбросы предприятиям ЕС, общий экономический спад в регионе, а также наплыв более дешевых сокращений на выбросы из стран, не участвующих в ЕТС (включая РФ).
С осени 2012 г. в Брюсселе пытались начать реформу рынка, стараясь ограничить предложение квот, а также допуск сокращений из стран, не участвующих в ЕТС. Решения, принятые в рамках конференции ООН по климату в Дохе в декабре 2012 г., в значительной степени оградили рынок ЕС от “дешевых” углеродных квот из стран, не входящих в ЕТС. Так, доступ на рынок был закрыт для единиц сокращения выбросов из стран, не взявших на себя численные обязательства в рамках второго периода Киотского протокола (например, РФ). Кроме того, количество доступных неиспользованных квот для переноса с первого периода Киотского протокола на второй было значительно сокращено. По новым правилам, принятым в Дохе, страны не могут устанавливать обязательства по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов на 2013-2020 гг. на уровне, превышающем их средние выбросы за 2008-2010 гг., а перенесенными квотами нельзя напрямую торговать.
Последние правила затрагивают прежде всего Украину, Беларусь и Казахстан, обладающие (как и РФ) существенным запасом так называемого горячего воздуха. Речь идет о 13 млрд. т (на весь бывший Восточный блок, из них около 6 млрд. т – на РФ), которые образовались в результате падения производства в 1990-е годы. Большая часть этих стран не только выполнила, но и “перевыполнила” обязательства по Киотскому протоколу (в 2010 г. объем выбросов РФ был более чем на 33% ниже уровня 1990 г., объем выбросов Украины – на 53% ниже 1990 г.), став основными поставщиками единиц сокращения выбросов для международных покупателей, в том числе в рамках ЕТС.
Первые попытки регулирования правил переноса квот и возможности их продажи вызвали активные протесты со стороны Украины, Беларуси и Казахстана – страны могут в результате пересмотреть свое решение об участии в Киото-2. Впрочем, первые шаги по изменению правил работы на углеродном рынке Евросоюза не остались незамеченными – тонна сокращений СО2-эквивалента торговалась в рамках ЕТС на уровне EUR5. Аналитики в целом говорят о положительной динамике на рынке в преддверии принятия пакета реформ. Однако затягивание решения промышленным лобби ряда стран ЕС может обернуться негативным воздействием на ценовую динамику ЕТС. Так, новости о переносах сроков общего голосования Европарламента на апрель вновь снизили цены до EUR4/т. (Коммерсант-Onlin/Химия Украины, СНГ, мира)