“ЛУКойл” постепенно расширяет возможности по переработке собственной нефти в первую очередь за счет модернизации мощностей, а также ищет возможности для покупки или строительства новых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Об этом говорится в проспекте “ЛУКойла” к евробондам на $3 млрд.
Компании принадлежат 4 НПЗ в России мощностью 44,4 млн. т, завод в болгарском Бургасе на 8,8 млн. т и румынском Плоешти мощностью 2,4 млн. т. Также “ЛУКойл” владеет 45% НПЗ в Нидерландах мощностью 7,9 млн. т и в сентябре увеличил долю с 60% до 80% в итальянском НПЗ ISAB мощностью 16 млн. т. В марте компания договорилась о продаже Одесского НПЗ, который простаивал 2 года, украинской группе ВЕТЭК.
В 2012 г. на мощностях компании было переработано 66,1 млн. т нефти, 2,7 млн. т – по контрактам, указывается в проспекте. Российские мощности загружены полностью, а на зарубежных НПЗ есть возможность увеличить переработку на 7,6 млн. т. В 2012 г. “ЛУКойл” продал 113 млн. т нефтепродуктов, выручка от этих продаж составила $103,4 млрд. (общая выручка – $139,2 млрд.).
“ЛУКойл” – активный игрок на международном рынке. В марте “ЛУКойл” вместе с другими компаниями прошел квалификацию для участия в тендере по проекту Nasiriya в Ираке. Он предусматривает разработку одноименного месторождения с запасами 4 млрд. барр. и строительство НПЗ мощностью 14 млн. т. Совладелец “ЛУКойла” Леонид Федун говорил, что в конце мая у президента компании Вагита Алекперова запланирована большая поездка в Китай, где он проведет переговоры с местными инвесторами.
“В Китае потребление топлива растет”, – отмечает управляющий партнер Advanced Capital Карен Дашьян. Но в Китае нет дефицита и высоких заградительных барьеров в нефтегазовом секторе. “ЛУКойл” может создавать СП с китайскими компаниями, например, в обмен на доли в добывающих активах в России, тем более, что интерес у китайских инвесторов к таким проектам есть, подчеркивает Дашьян.
Интерес есть, подтверждает и управляющий партнер “Дашевский и партнеры” Стивен Дашевский, но он сомневается, что “ЛУКойлу” позволят заключить стратегическую сделку с китайской компанией. “Такой возможностью пока обладают только госкомпании”, – добавляет он. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)