Правительству Украины необходимо очистить рынок от контрафактного топлива и фальсификата, прежде чем повышать акцизы на нефтепродукты. Такое мнение высказали эксперты и представители общественности в ходе пресс-конференции “Повышение акцизов на топливо: почему потребитель должен платить больше за “бензиновую бодягу”.
Как отметил президент Киевского клуба автомобилистов Максим Головин, “Укравтодор” предлагает удвоить акцизы на основные виды нефтепродуктов, в то же время, рынок наполнен топливом сомнительного происхождения, от которого страдает и госбюджет и автомобилисты. “На многих заправках продается совсем не то, что декларируется. Проблема – в недостаточном контроле поставщиков топлива. Нужно ужесточить контроль качества со стороны государства и общественности”, – сказал М. Головин.
По данным аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, акцизы в Украине намного ниже европейских, есть возможность для их повышения. Однако без надлежащего контроля со стороны государства повышение лишь подхлестнет поставщиков фальсификата. “В Украине действительно низкий уровень акцизов на нефтепродукты – у нас есть куда расти, есть запас прочности. Но вопрос в другом – никто не даст гарантии, что повышение акциза позволит улучшить качество дорог. Чем выше цена – тем больше стимулов заниматься “бодягой”, а последние 3 года со стороны государства никто качество нефтепродуктов не контролирует”, – отметил он.
Директор “Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн также считает, что простое повышение акцизов не позволит наполнить фонд дорожного строительства. “Перед тем, как поднимать налоги, нужно залатать дыры, которых предостаточно: по итогам 2012 г. Минфин оценил объем теневого рынка нефтепродуктов в более чем 900 тыс. т. Если просто повысить акцизы, то налоги начнут убегать из бюджета еще быстрее – если кто-то заработает, то не государство. В то же время цены подрастут: бензина – на 2 грн./л, дизтоплива – на 0,5 грн./л, сжиженного газа – на 0,2 грн./л”, – сказал С. Куюн.
Независимый эксперт энергетического рынка Валентин Землянский отмечает, что повышение акцизов приведет к падению продаж топлива из-за низкой покупательной способности украинцев. “Кроме тенизации рынка мы получим отток покупателей. Не учитывается также транспортная составляющая в экономике страны в целом – ведь бензин заложен в стоимость хлеба, колбасы и т. д. По самым оптимистическим прогнозам, цены на эти продукты вырастут на 3-4%”, – отметил он.
По мнению сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, повышение акцизов на нефтепродукты до президентских выборов 2015 г. маловероятно. “Я уверен, в том виде, в котором это постановление (о повышении акцизов) появилось, оно принято не будет. Причина – скоро выборы. Это постановление скорее является “прощупыванием грунта”, – резюмировал Д. Марунич.
Ранее в СМИ появилась информация о том, что Министерство финансов Украины направило в Кабинет министров законопроект “О внесении изменений в Налоговый кодекс о некоторых ставках акцизного сбора”, предполагающий рост действующих ставок акцизного сбора в 2 раза. В частности, документ предполагает увеличение акциза на бензин с EUR198/т до EUR396/т, на дизтопливо – с EUR46-98/т (в зависимости от содержания серы) до EUR92-196/т. Источники в Минфине не подтверждают существование указанного документа. Ранее эксперты акцентировали внимание на том, что для увеличения объемов получения акцизного сбора от продажи нефтепродуктов и, как следствие, для наращивания финансирования дорожного строительства государству следует не повышать налоги, а ликвидировать контрабанду и фальсификат, которые по итогам 2012 г. составили 26,5% рынка, или около 2,7 млн. т. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)