Намерения правительства Украины усилить контроль качества импортных нефтепродуктов на таможне с целью увеличения поступлений акцизного сбора бессмысленны и нанесут вред рынку. Такое мнение высказали нефтетрейдеры.
“Инициатива правительства вызывает огромные сомнения. Во-первых, по части реализации, во-вторых, по ее целесообразности. Зарубежные НПЗ вряд ли будут рисковать репутацией, чтобы отправлять в Украину цистерны с “разведенным” топливом. Скорее всего, эти проверки приведут к огромным очередям вагонов на границе, что ударит как по ресурсному наполнению в Украине, так и по ценам”, – сообщил директор филиала “УАК-1” (сеть АЗС “Укр-Авто”) Андрей Сало.
Топ-менеджеры ООО “АТАН-Крым” и ЧП “Спика” (Харьков) также обратили внимание, что в Украину импортируются качественные нефтепродукты от компаний с высокой репутацией. “Я как практик удивляюсь такой инициативе. Если импорт идет от цивилизованной страны, то это проверки – бессмысленная идея. Заведомо известно, что это качественное топливо. Беларусь, Румыния, Литва, это априори хорошие нефтепродукты. В расчет топливо из России, Казахстана и Туркменистана я не беру”, – отметил директор “АТАН-Крым” Александр Терещенко.
“На каждый вагон, например, Мозырского НПЗ есть сертификат качества. Да и на тот же завод можно дать запрос о проверке. То есть, в конечном итоге получится, что будут кормиться ревизоры? И какой смысл в этих проверках?”, – риторически спрашивает заместитель директора “Спики” Анна Соколова, обратив внимание, что высокая коррупционная составляющая в таможенных органах может нивелировать эффект от любых проверок на границе.
В сети АЗС “КЛО” относятся к идее проверок отрицательно, “так как неизвестно, как будет осуществляться контроль и будет ли после этого сохранено заводское качество”.
Участники рынка сошлись во мнении, что инициатива министерства не способна привести к росту акцизных поступлений, а создает проблемы для функционирования рынка. Это способно нанести значительный вред легальным импортерам.
Директор сети АЗС “Укр-Авто” считает, что правительство должно отказаться от идеи проверки импортных топлив на таможне и сконцентрироваться на ревизиях внутри рынка. Аналогичную мысль высказали замдиректора “Спики” и представитель крупного нефтетрейдера, пожелавший сохранить свое имя в анонимности.
“Проверка качества импортируемого топлива на границе – полная бессмыслица. Допустим, компания завезла цистерну бензина, ее проверили – качество высокое, отпустили в Украину. Теперь трейдер имеет возможность “разболтать” этот бензин, больше ведь проверки не будет, а документ, подтверждающий качество, уже есть. Увеличения поступления акцизного сбора можно добиться, обрубив контрабандные каналы и проводя проверки качества топлива на АЗС. Этот метод будет в разы эффективнее, чем проверка на границе”, – отметил трейдер.
В начале июня премьер-министр Украины Николай Азаров поручил министру доходов и сборов Украины Александру Клименко обеспечить надлежащий контроль качества импортируемых нефтепродуктов. По словам А. Клименко, Миндоходов будет осуществлять контроль качества нефтепродуктов на границе, а налоговым агентом относительно реализации будет сеть АЗС, которая в дальнейшем должна контролировать этот процесс. Однако ассоциация “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” считает, что подобный подход может привести к дестабилизации топливного рынка из-за возможного возникновения каких-либо проблем с таможенным оформлением. По оценкам экспертов, доля контрабанды и фальсификата в общем балансе рынка по итогам 2012 г. составила 26,5%, или около 2,7 млн. т.
Акцизный сбор в Украине является основным источником наполнения специального фонда дорожного строительства. По мнению экспертов, ликвидация теневого сегмента рынка топлив будет способствовать достаточному финансированию строительства дорог. Также эксперты рынка обращают внимание, что в настоящее время пресса используется для пропаганды, призванной оправдать необходимость проверок качества импортируемых нефтепродуктов. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)