Во второй половине 2000-х топливный ритейл пережил маленькую революцию. За пару лет все ведущие сети обзавелись брэндовыми бензинами, дизтопливами и даже сжиженным газом. Таким образом Украина присоединилась к глобальному рынку, на который фирменные топлива вышли на рынок чуть раньше. Но в Украине, как обычно, есть свои отличия, главное из которых – крайне высокая цена. С другой стороны, повышенная премия обусловлена гарантией качества брэнда в условиях засилья фальсификата. Низкие стандарты качества и масса фальсификата создали в Украине повышенный спрос на качественное топливо. Оно стало доступней в 2005 г., когда правительство выровняло условия конкуренции. Тогда на стелах АЗС массово начали появляться А-95 с разнообразными приставками Евро, Супер, Плюс и их модификаций. Но первое фирменное топливо в Украине появилось в 2003 г., когда донецкая «Параллель начала продажу бензина под брэндом Ventus, принадлежащим литовскому производителю нефтепродуктов «Мажейкю нафта». Шквал фирменных марок пришелся на 2007 г., когда ОККО вывела Pulls, WOG – Mustang и т. д. После предварительной обкатки в России «ЛУКойл» начал продажи линейки ЭКТО, а ТНК презентовала Pulsar. И если сначала все забрэндировали наиболее популярную марку А-95, то через несколько лет сети зашли на второй круг – появились фирменные дизтоплива, бензины А-95 и сжиженный газ.
Процесс создания улучшенного топлива имеет технологические особенности. У каждой сети есть утвержденные Технические условия, но процесс одинаков для всех. Есть некое базовое топливо (в большинстве литовский и польский продукт PKN Orlen), в который внедряется многофункциональный пакет присадок (как правило, немецких производителей). Что же получается на выходе? Основное преимущество улучшенного топлива – моющие свойства. При определенном сроке использования присадка «вымывает» отложения в двигателе и топливной системе, а также мешает их образованию в будущем. Двигатель работает ровнее, а его ресурс работы увеличивается. «Присадка в бензине способна «вымыть» даже изрядно загрязненный двигатель, – говорит директор по качеству компании «Параллель». – Для этого важно постоянно использовать такой продукт, чтобы концентрация присадки всегда была на нужном уровне». Кроме того, присадка позволяет топливу сгорать более полно, что приводит к снижению расхода. «Экономия топлива при применении моющих присадок BASF за счет более полного сгорания бензина составляет 4-5%», – уверяет К. Губин, директор харьковской «Фортис групп», поставляющей немецкую присадку в Украину.
Даже если можно сэкономить 3-4%, почему стоимость такой экономии составляет 8-12% от цены «обычного» А-95? Ритейлеры говорят, что объективно несут более высокие затраты на логистику фирменной марки: необходимо обеспечить раздельное хранение, транспортировку, усиленный контроль качества. «Все топливо марки Pulls в сети ОККО хранится в отдельных резервуарах, доставляется на заправки только в своих бензовозах (другие нефтепродукты в них не перевозят) и подвергается дополнительным этапам проверки нашей службой контроля качества», – отмечает Олесь Пограничный, руководитель отдела связей с общественностью сети АЗК ОККО. Однако львиная доля затрат, связанных с фирменным топливом, приходится на маркетинг. Более того, в некоторых случаях основная часть рекламного бюджета сетей АЗС подвязана именно к топливным брэндам, а не марке сети. Без рекламы эти товары не живут, признаются маркетологи. «Это коммуникация с потребителем, которую необходимо постоянно подпитывать и поддерживать», – утверждают они. В стоимость фирменного топлива зачастую закладываются различные риски трейдеров. Непредвиденные обстоятельства не могут быть заложены в социальные марки, ведь их стоимость контролирует государство. Но даже с этими затратами доходность фирменных топлив в Украине значительно выше, чем обычных бензинов и ДТ, впрочем, как и в случае с другими потребительскими товарами не первой необходимости. Свои успехи по продажам ритейлеры скрывают за семью печатями, но учитывая, что разрыв в ценах в последние 3 года практически не меняется, можно предположить, что спрос на фирменные топлива остается высоким. «Например, если сравнивать объемы продаж обычного 95-го и Mustang95, то они второй год подряд практически наравне», – подчеркнули в компании «Золотой экватор», оперирующей сетью WOG. Популярности улучшенного топлива, главным образом, способствует общая ситуация с качеством. На рынке, где до 25% топлива приходится на фальсификат, потребители готовы переплачивать за гарантию того, что бензин не будет детонировать, а дизельный мотор заведется и в 20-градусный мороз. В этой связи показателен пример Европы. Наценка за улучшение обычного топлива составляет в большинстве сетей 1-3%. И даже при этом объемы продаж брэндовых топлив ничтожно малы. Среднестатистического европейского потребителя не трудно понять: зачем переплачивать 2 евроцента на литре, если даже обычные бензины и дизтопливо гарантированно высокого качества? (Капитал/Химия Украины, СНГ, мира)