Исполнительный директор группы компаний ВЕТЭК Евгений Калинин рассказал о перспективах Одесского НПЗ.
– Одесский НПЗ – актив непростой и по технологиям, и по логистике. Рисков очень много. На чем базируется ваш оптимизм в данном проекте?
– Любой производственный актив – рискованный. Особенно для трейдинговой компании, каковой по сути являлся ВЕТЭК. Это другой горизонт планирования, промышленная безопасность, охрана труда и т. д. Если сравнить Одессу с другими НПЗ, которые сегодня доступны к приобретению, то это один из лучших активов. Завод в очень хорошем техническом состоянии, он близок к морю, более мобильный в плане объемов переработки. Скажем, Лисичанский НПЗ требует не менее 430-450 тыс. т. нефти в месяц, затем необходимо разместить такие же большие объемы готовой продукции. Одесский НПЗ с этой точки зрения намного мобильнее: 100 тыс. т светлых нефтепродуктов, которые мы видим на первом этапе, легко размещаются в близлежащих регионах, а в случае избытка всегда можно уйти на море. Есть у этого НПЗ и проблемы. Первая – низкая пропускная способность железнодорожной эстакады, в случае увеличения объемов переработки ее может не хватить. Вторая – недостаток установки каталитического крекинга. Существуют и другие моменты. Но в целом не видим фундаментальных проблем с Одесским НПЗ. Мы понимаем “узкие места” и сфокусируемся на них в ближайшие 2-3 месяца после того, как завод пустится и выйдет на режим.
– Как вы будете загружать завод нефтью? Насколько велика вероятность поставок азербайджанской нефти?
– В массе вариантов поставок нефти на Одесский НПЗ есть еще одно большое его преимущество. Сегодня найти нефть в черноморском бассейне – не проблема. Уже не мы ищем нефть, а поставщики начинают искать нас, предлагают хорошие дисконты и формы оплаты. У нас есть выбор, будем смотреть, какую нефть выгоднее поставлять в коммерческом плане с учетом технологических ограничений, которые существуют на ОНПЗ по переработке легких сортов нефти. Azeri Light является одной из возможных опций, которую мы можем использовать, а может и нет. Предварительно могу сказать, что с точки зрения Одесского НПЗ сорта КТК или Тенгиз выглядят не менее привлекательно. Важна не сама по себе техническая возможность вовлечения легких нефтей, а коммерческий смысл такой переработки. С учетом имеющегося у Одесского НПЗ набора установок мы не сможем монетизировать качество этого сырья.
– Отрасль во всем мире переживает кризис, нефтеперерабатывающие компании говорят об убытках. Готов ли ВЕТЭК к этому?
– Экономика во многом зависит от того, как считать. Мой опыт работы в ТНК-ВР говорит о том, что есть методики расчетов, при которых любой завод будет убыточным. И не только украинский, но и европейский. Для нас этот актив раскрывает многие возможности. И в плане общения с профессиональным сообществом, и в плане коммерческих перспектив. Потому что для многих партнеров, по их же словам, покупка НПЗ существенно повысила наш статус в профессиональном сообществе. Возвращаясь к экономике, я считаю, что подход должен быть следующим – если ты вокруг актива делаешь вещи, которые раньше без него не мог делать, то, безусловно, результат надо относить на экономику данного предприятия. Второй момент, повторюсь, завод на Черном море дает хорошие возможности для бизнеса. Мы рассчитываем получить очень привлекательное предложение по сырью, это скидка на уровне $2-3/барр. У нас также есть возможности по хорошему размещению нефтепродуктов, напомню, у нас постоянно будет экспортный объем мазута, а это очень привлекательный лот для многих трейдинговых компаний. Наша задача сегодня – вывести завод, скажем так, в ноль. В дальнейшем будем развивать НПЗ, потому что там есть куда развиваться. И это позволит сделать актив более ликвидным.
– В чем на ваш взгляд причины кризиса в украинской нефтепереработке и как выйти из этой ситуации?
– Я считаю, что это совместная проблема отрасли и власти. Этой проблеме 10 лет, а может и больше. За это время мы видели много радикальных вещей как со стороны переработчиков, так и импортеров. Первые предлагали полностью закрыть рынок, вторые – наоборот. В моем понимании должна быть устойчивая сбалансированная система. Я считаю, что закрывать рынок от импорта нельзя, это перестает мотивировать отрасль, она замыкается в себе и перестает развиваться. Живой пример – Лисичанский НПЗ. Была разработана хорошая инвестпрограмма, но владелец решил, что зачем тратить деньги, если и так все хорошо? С другой стороны, при нынешней системе происходит убийство отрасли. Что делать? У государства есть несколько механизмов, рычаги тонкой настройки. Все зависит от того, насколько грамотно использовать эти инструменты. Можно сделать льготы по НДС на оборудование для модернизации, налоговый кредит при поставках сырья, есть механизмы квотирования импорта и другие инструменты для регулирования отрасли. Оптимальным соотношением импорта и производства был бы паритет. (Капитал/Химия Украины, СНГ, мира)