По прогнозу чиновников Минфина, к концу 2013 г. бюджет не досчитается 3 млрд. акциза с нефтепродуктов, а вместе с НДС и эконалогом потери составят 7 млрд. грн. Прогноз весьма правдоподобен, т. к. за 4 месяца 2013 г. поступление топливных акцизов сократилось на 30%, или на 1,024 млрд. грн. Таможня и вовсе бьет “рекорды”, собрав почти на 42% меньше бензинового налога, нежели в январе-апреле 2012 г. Куда пропадают топливо и налоги?
Как рапортует Государственная служба статистики, в 2013 г. украинцы стали ездить меньше, но не намного. В январе-апреле потребление бензина в стране снизилось на 9,5% (на 119,6 тыс. т) до 1141,4 тыс. т, дизтоплива – на 5% (на 82,5 тыс. т) до 1562,1 тыс. т. Логично предположить, что и поступления топливных налогов в госбюджет сократятся менее чем на 9%. Однако Миндоходов говорит о другом: за 4 месяца удалось собрать лишь 2387,58 млн. грн. акцизов, что на 30% (на 1024,483 млн. грн.) хуже результата 2012 г. Только на таможне в январе-апреле по бензинам не досчитались 41,9% (или 575,856 млн. грн.) акцизов. И это при том, что правительство ожидало большого роста, ведь внутреннее производство нефтепродуктов сильно сократилось, а заместить его может только импорт. Где же затерялся заграничный бензин и чем наполняется украинский рынок?
По данным Миндоходов, все дело в потребителях, которые нарастили потребление менее “налогоемкого” дизеля, сжиженного газа и биотоплива. Но так ли это?
Поступление акцизов в госбюджет в январе-апреле 2013 г.
Топливо | Уплата акциза с импортного топлива, млн. грн. | Уплата акциза с украинского топлива, млн. грн. | Сокращение акциза с импортного топлива, % | Сокращение акциза с украинского топлива, % | Общее сокращение акциза, % | ||
4 мес. 2012 г. | 4 мес. | 4 мес. 2012 г. | 4 мес. | ||||
Бензины | 1375,194 | 799,338 | 1095,982 | 806,566 | -41,9 | -26,4 | -35 |
Дизтопливо | 716, 372 | 592,238 | 224,515 | 189,438 | -17,3 | -15,6 | -16,0 |
Всего | 2091,566 | 1391,575 | 1320,497 | 996,004 | -33,5 | -24,6 | -30 |
На пятерке нефтебаз, которую связывают с ВЕТЭК (ранее – “ГазУкраина 2009”), оформляют бензин в “транзитном” режиме без уплаты налогов. Именно здесь продает топливо ООО “ГазУкраина 2020”.
С просьбой рассказать о том, какие объемы нефтепродуктов и в каком режиме проходят через указанные склады, «Зеркало недели» обратилось к Гостаможслужбе. В итоге получены ответы на другие вопросы, о конкретных ТЛС ведомство решило умолчать.
Получить информацию о растаможке топлива все-таки удалось. С запросом в Миндоходов (в состав которого влилась Гостаможслужба) обратился народный депутат от “Свободы” Юрий Сиротюк, ему данные предоставили. Как оказалось, в 2012 г. на указанные таможенные склады, а также на склад “Зовнитрансгаза” в Симферополе поступили 1018,7 тыс. т импортных нефтепродуктов. В январе-апреле 2013 г. поставки топлива на эти объекты стали еще “динамичнее” – 1259,4 тыс. т. И сколько же налогов получило государство со всего этого бензина и дизеля? Ответ прост: ноль гривен и ноль копеек. “В 2012 г. информация о таможенном оформлении товаров в режиме “Импорт” после размещения на указанных таможенных складах отсутствует… За 4 месяца 2013 г. информация о таможенном оформлении товаров в режиме “Импорт”, предварительно размещенных на ТЛС, не обнаружена”, – говорится в ответе Миндоходов.
Куда же делись импортные нефтепродукты? По данным Миндоходов, в 2012 г. бумаги на топливо оформлялись в двух режимах – “транзит” (344,5 тыс. т) и “реэкспорт” (388,3 тыс. т), в 2013 г. остался только “реэкспорт” (1203,4 тыс. т). В обоих случаях топливо может полежать на ТЛС, но потом должно в целости и сохранности отправиться по стране (“транзит”) или за ее пределы (“реэкспорт”). Как же получается, что ООО “ГазУкраина 2020” (оператор ВЕТЭК по продаже нефтепродуктов) торгует топливом с этих складов? Неужели кто-то только за 2013 г. оборвал “реэкспорт” на 1203,4 тыс. т? А ведь это почти 45% от официального (Госстатовского) потребления бензинов и дизельного топлива Украины за январь-апрель.
Поступление нефтепродуктов (ТК ВЭД 2710) на ТЛС и их растаможка, тыс. т
Период | Поступление и оформление в режиме «таможенный склад» без уплаты налогов | Растаможка в режиме «Импорт» с уплатой налогов | Растаможка в режиме «Транзит» без уплаты налогов | Растаможка в режиме «Реэкспорт» без уплаты налогов | Разница, «зависшая» на ТЛС |
2012 г. | 1018,7 | 0 | 344,5 | 388,3 | 285,9 |
4 мес. 2013 г. | 1259,4 | 0 | 0 | 1203,4 | 56 |
Проследуем “бумажным путем нефтепродуктов. Налоговики отказались сообщить, куда именно “транзитировалось” и “реэкспортировалось” топливо с ТЛС. Попробуем догадаться и без них: если сравнить информацию за 2012 г., то можно заметить, что объем нефтепродуктов, прошедший через склады в режиме реэкспорта и объем поставки нефтепродуктов из Украины в Белиз в точности совпадают: 388 тыс. т. В Белизе живут 315 тыс. человек. То есть каждому белизцу по тонне топлива из Украины? Если бы все эти нефтепродукты официально остались в Украине, то “белизский” объем способен не только «залатать акцизную дыру», но и обеспечить рост поступлений в госбюджет.
Поскольку в этой истории остается много неизвестных, «Зеркало недели» попыталось выяснить у группы ВЕТЭК: входят ли компании, на которые оформлены ТЛС, в состав группы?; если нет, то откуда берется топливо, которое продает ООО “ГазУкраина 2020” из этих складов?; занимается ли ВЕТЭК реэкспортом и в какие страны? Вопросы остались без ответов. Вместо этого в группе заверили, что ВЕТЭК выступает за прозрачность бизнес-процессов и честную конкуренцию на рынке. Впрочем, отвечать должна не “молодая и динамичная” группа под руководством Сергея Курченко, вопрос к тем, благодаря кому стали возможными “таможенные карусели”. Неужто министр доходов и сборов Клименко со своим замом Степаном Дериволковым не замечают составы с импортным топливом, которые методично «пробивают дыры» в госбюджете, а потом растворяются? Неужто первый вице-премьер-министр Украины Сергей Арбузов не видит, что план поступлений в дорожный фонд безвозвратно сорван и, судя по динамике 4 месяцев, бюджет Укравтодора в 2013 г. недополучит около 4 млрд. грн., или более чем на 25% от запланированного? Откуда возьмутся зарплаты для бюджетников, если НДС не доплачивается на миллиарды? И, конечно, особое место за генпрокурором Виктором Пшонкой, который “объективно и всесторонне” изучает ситуацию с импортом нефтепродуктов, но не может заметить ничего подозрительного. А может, все они играют одну партию, причем дирижера стоит искать еще выше? (Зеркало недели/Химия Украины, СНГ, мира)