Полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич рассказал о системных проблемах развития нефтегазохимии в РФ и ПФО.
Возможности округа
Приволжский федеральный округ располагает значительной ресурсно-сырьевой базой углеводородов: запасы нефти составляют 13% от общероссийских. В целом они характеризуются высокой геологической изученностью и инфраструктурной освоенностью. Добыча нефти составляет 20% от общероссийских объемов. Приволжье является лидером среди федеральных округов по мощностям нефтеперерабатывающей промышленности. На территории округа сосредоточены 42,6% российских мощностей нефтепереработки, в том числе: 13 крупных нефтеперерабатывающих заводов суммарной мощностью 113,9 млн. т, 16 мини-НПЗ суммарной мощностью 1,7 млн. т.
Нефтегазохимический комплекс Приволжского федерального округа имеет уникальные особенности, связанные с размещением на его территории всего цикла нефтегазохимического производства – от сектора добычи до секторов переработки сырья в конечный продукт. Основные нефтегазохимические производства расположены в республиках Татарстан, Башкортостан, Самарской, Нижегородской областях, Пермском крае, Оренбургской области. Развитию имеющихся производств традиционно способствовала синергия с существующими нефтеперерабатывающими заводами, близость к основным рынкам сбыта нефтегазохимической продукции – европейской части России и странам Евросоюза. В ПФО работает более 77 крупнейших промышленных предприятий нефтегазохимии России, на которых занято свыше 400 тыс. человек. Практически во всех регионах округа нефтегазохимический комплекс играет значимую роль в экономике. В Приволжском федеральном округе производится более 40% продукции российйской нефтехимии.
Основой для развития химической промышленности Приволжского ФОа являются производства базовых мономеров и полимеров на их основе: этилена, пропилена, полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида, поликарбонатов, полиамидов. В округе производится 64% всего объема этилена от производимого в России.
Кластерное развитие
Одним из механизмов повышения эффективности использования потенциалов углеводородного сырья и выпуска продукции второго и третьего переделов с высокой добавленной стоимостью является формирование инновационно-территориальных кластеров. На территории округа образованы 3 отраслевых кластера: в республиках Татарстан и Башкортостан, Нижегородской области. Потенциал развития кластеров, заявленный в соответствующих программах, достаточно высок. В основном он обусловлен взаимодействием нефтегазохимических производств с предприятиями отраслей-потребителей. Акцент в развитии внутри каждого кластера делается на организацию эффективного взаимодействия крупных предприятий с малыми и средними, ориентированными на использование продукции крупнотоннажной химии в своем производстве. Кроме того, в соответствии с “Планом развития нефтегазохимии до 2030 года”, утвержденным приказом Минэнерго России от 1 марта 2012 г. №79, в ближайшие годы в округе планируется сформировать так называемый Волжский нефтехимический кластер, предусматривающий создание и восстановление ранее действовавших технологических цепочек от добычи до глубокой переработки. Однако успешную реализацию кластерного развития нефтехимии округа тормозит ряд проблем.
Дефицит сырья. Ключевой системной проблемой нефтегазохимического комплекса округа является дефицит углеводородного сырья. Налицо недостаток как легких углеводородных ресурсов (этана, ШФЛУ, сжиженного газа, попутного и природного газа), так и нефти, что ставит предприятия отрасли в зависимость от поставок сырья (в том числе от конкурирующих предприятий) и усиливает неопределенность в долгосрочном периоде.
Кроме этого, в нефтедобывающих районах Приволжского ФО возрастает доля тяжелой и сверхтяжелой нефти, что приводит к стагнации либо снижению объемов ее добычи, а также к уменьшению выхода прямогонных светлых фракций в процессе переработки нефти. Это также увеличивает потребность действующих и строящихся нефтехимических мощностей в легком углеводородном сырье. Прогнозная потребность в ШФЛУ предприятий Приволжского федерального округа, по оценкам экспертов и руководства предприятий, составляет около 9 млн. т. Ближайшим источником ШФЛУ могли бы стать ресурсы Ямало-Ненецкого автономного округа.
Сегодня производить этилен из газа эффективнее, чем из нефти. Но находятся специалисты, которые доказывают, как много в ПФО нафты, из которой ранее получали этилен. И это несмотря на то, что при существующих технологиях этилен из нафты на 30% дороже, чем из ШФЛУ, производители нафты предпочитают перерабатывать ее в светлые топлива, а затем экспортировать.
Мощности пиролиза. Другой системной проблемой является нехватка пиролизных мощностей для развития глубокой переработки углеводородного сырья. По состоянию на начало 2013 г. крупнейшие установки пиролиза в России имеют мощность 600 тыс. т/год (ОАО “Нижнекамскнефтехим”) и 500 тыс. т (на площадке в Тобольске, “Сибур”). В 2012 г. общая мощность 10 российских предприятий по производству этилена составляла не более 3,5 млн. т, что гораздо ниже многих развитых стран мира (США – 27,6 млн. т; Саудовская Аравия – 13,1; Китай – 12,9, Германия – 5,7 млн. т). С учетом имеющихся и потенциальных сырьевых возможностей, а также тенденций развития мировых пиролизных комплексов, в России необходимо построить пиролизные установки мощностью не менее 1 млн. т этилена в год. Такие производства давно и успешно эксплуатируются за рубежом.
В стадии реализации сегодня находится проект строительства установки пиролиза мирового уровня мощностью 1 млн. т этилена ОАО “Нижнекамскнефтехим” (закуплены лицензии, завершаются проектные работы). Но таких проектов на территории регионов Приволжского федерального округа должно быть больше, все они должны быть сбалансированы между собой.
Низкая конкурентоспособность. Третьей системной проблемой является низкая конкурентоспособность продукции нефтегазохимии по сравнению с зарубежными аналогами. Препятствием для успешного развития является невысокая ценовая конкурентоспособность и уровень качества продукции. В частности, проблема связана с технологической отсталостью мощностей, низкой производительностью труда, отсутствием мотивации к инновациям. В этих условиях предприятиям отрасли необходимо усилить работу по разработке инновационных программ развития, программ повышения производительности труда, программ по анализу себестоимости и выявлению резервов ее снижения, совершенствованию системы ценообразования на предприятия. Не стоит забывать, что Россия вступила в ВТО, границы в очередной раз дрогнули под натиском более конкурентной и дешевой зарубежной продукции. Сегодня со стороны федеральных и региональных органов власти необходимо внедрять широкие механизмы поддержки отечественных производителей.
Износ оборудования. Характерной проблемой промышленности Российской Федерации является высокая степень износа основных фондов, что снижает эффективность деятельности предприятий, а также повышает риски возникновения аварийных ситуаций, увеличивает нагрузку на окружающую среду. Так, в Республике Башкортостан удельный вес полностью изношенных основных фондов в 2012 г. составлял в секторе добычи нефти и газа 19,8%, в производстве нефтепродуктов – 15,2%, в химическом производстве – 13,8%, в производстве резиновых и пластмассовых изделий – 11,4%.
Административные барьеры. Еще одна группа проблем связана с необходимостью организации работ по снижению административных барьеров, в частности по оптимизации, упрощению и унификации процедур оформления разрешительной документации, упрощению процедуры изменения назначения выделенных для строительства земельных участков. Предотвращение излишнего бюрократического администрирования на территории регионов повысит привлекательность округа для размещения инвестиций, будет способствовать развитию предпринимательской активности не только в нефтехимии, но и в других отраслях промышленности.
В Евросоюзе сроки ввода в эксплуатацию любых производственных мощностей с момента подготовки проектно-сметной документации составляют 1-2 года. В Российской Федерации этот период занимает, как правило, 4-6 лет.
Инновационная пассивность. Усилению перечисленных выше проблем способствует низкая инновационная активность предприятий. Затраты компаний на разработку патентов и внедрение инноваций составляют от 3% до 5%. Особенно это характерно для добывающих производств и производств первичной переработки. В Китае, который не имеет собственных месторождений нефти, значительные средства компаний (по оценкам экспертов – до 25-30%) вкладываются в совершенствование процессов нефтепереработки. Нефтепереработка и нефтехимия являются высокоинтеллектуальными отраслями, открытыми для внедрения новых идей и разработок, которые делают их наиболее инвестиционно привлекательными и способствующими качественному изменению структуры экономики.
Научные открытия в сфере получения моторных топлив, а также технологий повышения октанового числа бензина в начале ХХ века позволили Соединенным Штатам за 3 года увеличить ВВП на 25% и открыли путь многим изобретениям в нефтехимии.
Кредиты и стандарты
Как и все отрасли, нефтехимия страдает от дороговизны кредитных ресурсов (банковские ставки для предприятий России в 4-5 раз выше, чем в ЕС и США). Применяются отсталые стандарты проектирования и строительства, препятствующие внедрению новых технологий и строительству современных производств, что удлиняет срок строительства заводов до 5-6 лет против 1-2 лет для аналогичных мощностей в Китае и ЕС. Это отрицательным образом влияет на условия кредитования. Резолюциями форумов, прошедших в 2011 г. и 2012 г., предложено на федеральном уровне принять европейские стандарты в области проектирования предприятий нефтегазохимии, как это было ранее сделано в России по отношению к фармпроизводствам и фармпрепаратам. Но до сих пор эта задача не решена.
Глубокая переработка
Много лет говорится о необходимости перехода к экономике инновационного типа, о том, что, экспортируя нефть и газ, Россия повышает за счет своего сырья эффективность экономики стран-покупателей. Потом сырье возвращается в виде материалов и готовой продукции: только пластмасс и изделий из них в Россию ввозится по состоянию на конец 2012 г. на $5-6 млрд., а всего химической продукции импортируется на $48 млрд. Все, кто причастен к экономике страны, выступают за глубокую переработку сырья, так почему же импорт готовой продукции растет, а вклад глубокой переработки в экономику уменьшается? Эксперты считают, что панацеей от всего является комплексный подход. Попытка применить такой подход к развитию нефтегазохимии была предпринята в плане развития отрасли до 2030 г. Новому руководству Минэнерго России он “достался по наследству”. Но, по оценкам многих специалистов, этот план сегодня требует значительных корректировок.
Инновационно-депрессивная модель
“План развития нефтегазохимии в России до 2030 г.” декларирует переход к новой парадигме – инновационной модели развития. Однако при этом ставится задача достичь среднеевропейских норм потребления нефтехимикатов уровня 2010 г. только к концу 2030 г. Наличие в России полноценной сырьевой базы и промышленной инфраструктуры обязывают ставить более амбициозные цели, а именно – создание нефтегазохимических центров мирового уровня. “План-2030” предполагает рост показателей отрасли, равный прогнозным показателям роста экономики в целом. Но мировая нефтегазохимия всегда демонстрировала опережающие темпы развития по сравнению с ростом ВВП, следует соблюдать этот принцип и в российской стратегии. В “Плане-2030” последовательно прослеживается установка на экспорт сырья (фракции С2+) и на выпуск крупнотоннажных нефтехимикатов низких переделов. С такими целями Россия будет сохранять сырьевую ориентацию еще длительное время. Необходимо выстраивать продуктовые линейки, цепочки наращивания добавленной стоимости с учетом максимизации дисконтированного результата.
В утвержденном плане отсутствует вариантность (минимальный, максимальный прогнозы), альтернативность проектов и их распределение во времени с учетом инвестиционных и других ограничений. Десять лет разрабатываются сланцы. Европа покрыта ветряками. Бразилия ездит на этаноле. Что мы будем делать, если нефть упадет в цене в 3 раза, как это случилось с природным газом в 2010-2012 гг.? Можно не желать такого развития событий, но при планировании на 20 лет необходимо рассматривать полярные сценарии. В региональных планах, да и в стратегии развития Приволжского федерального округа до 2020 г., которая в 2013 г. будет доработана, планируется предусмотреть 3 сценария: когда есть газ, когда его не дали, когда углеводороды потеряли приоритет как базовое сырье на мировом рынке.
Сейчас планом Минэнерго предписывается создание 6 самостоятельных нефтехимических кластеров. При этом каждый из кластеров будет располагать сырьевой базой, формируемой из местных источников, в основном за счет нафты. Но мало того, что это сырье для нефтехимии оказывается золотым с учетом новых технологий, авторы плана не учли, что пик добычи нефти в старейшем нефтегазодобывающем регионе – Поволжье – давно прошел из-за снижения дебета месторождений. Вот цифры, которые называют эксперты: объем переработки собственной нефти в Башкортостане составляет 15 млн. т/год (с дальнейшим его сокращением до 10 млн. т) при заложенной мощности 50 млн. т/год. Сегодня потребности НПЗ Башкортостана в суммарном углеводородном сырье покрываются из местных источников менее чем на 30%. При этом доля тяжелой, высокосернистой нефти будет неуклонно возрастать, постоянно предлагаемые “свободные” ресурсы нафты непосредственным образом будут влиять на экономику этих процессов. В структуре углеводородного сырья роль богатого этаном газа неизбежно должна быть усилена.
Для нефтехимии округа характерна узловая форма организации производства с высоким уровнем концентрации и специализации. Основной проблемой развития предприятий, входящих в единые технологические цепочки, является то, что в процессе приватизации они оказались у разных собственников и в большинстве случаев представляют собой двустороннюю монополию, где монопольное положение может занимать как поставщик сырья, так и его потребитель. Но надо понимать, что невозможно каждому дать именно ту “игрушку”, о которой он мечтает. Все экономические решения должны прорабатываться специалистами и закрепляться за столом переговоров.
Первоочередные задачи
Сегодня совместными усилиями необходимо обеспечить реализацию 7 основных приоритетов в развитии отрасли: модернизация действующих и создание новых мощностей по производству востребованной рынком продукции нефтегазохимического комплекса; стабильное обеспечение предприятий комплекса углеводородным сырьем; диверсификация сырьевой базы нефтеперерабатывающей и химической промышленности за счет освоения технологий переработки нетрадиционных запасов нефти и газы, биомассы, развития вторичной переработки полимерных материалов; развитие инфраструктуры для обеспечения предприятий комплекса сырьевыми ресурсами и транспортировки готовой продукции потребителям; развитие инфраструктуры предприятий малых и средних форм с целью формирования секторов глубокой переработки углеводородных ресурсов; развитие межрегиональной кооперации для решения комплексных проблем, характерных для большинства предприятий Волжского нефтегазохимического кластера (в том числе связанных с развитием инфраструктуры, научного потенциала, обеспечением трудовыми ресурсами).
Обозначенные приоритетные направления создадут необходимые условия для поступательного динамичного развития нефтегазохимического комплекса Приволжского федерального округа, одного из ведущих в стране, и сформируют основу для дальнейшего поступательного развития нефтегазохимии высоких переделов в Российской Федерации в целом. (The Chemical Journal/Химия Украины, СНГ, мира)