Российский сектор нефтепереработки может столкнуться со снижением доходов и прибыли в связи с “налоговым маневром”, говорится в материалах международного рейтингового агентства Fitch. Fitch считает, что постепенное увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в течение следующих 3 лет при сокращении экспортной пошлины на нефть на ту же сумму не окажет существенного влияния на “Роснефть”, “Татнефть” и “ЛУКойл” в связи с тем, что общая сумма налога на экспортируемую ими нефть останется прежней, но это может привести к росту внутренних цен на нефть для компенсации более высокого НДПИ. Существенное влияние налоговые изменения окажут на Alliance Oil и “Башнефть”, их EBITDA может снизиться на 10% к 2016 г.
Рост внутренних цен на нефть может привести к повышению цен на топливо. Тем не менее, нефтяные компании, по мнению экспертов Fitch, столкнутся с давлением со стороны государства, которое будет стремиться увеличивать цены постепенно, чтобы преодолеть инфляцию. Согласно прогнозу Fitch, даже если цены на топливо не изменятся, нефтепереработка в среднесрочной перспективе останется прибыльной за счет разницы между налогами на нефть и на нефтепродукты. Налоговый маневр при налогообложении добычи и экспорта нефти предполагает повышение ставки НДПИ и снижение ставок экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (но не бензин). По мнению гендиректора ОАО “Газпром нефть” А. Дюкова, в результате принятия маневра “в целом для экономики последствия будут негативные”.
1 октября президент РФ Владимир Путин подписал закон о “налоговом маневре” для нефтяной отрасли, предусматривающем поэтапное повышение ставок НДПИ на нефть и снижение экспортной пошлины. Принятые поправки вносят изменения в Налоговый кодекс в части ставок НДПИ для нефти и вступают в силу с 1 января 2014 г. Ставка НДПИ на нефть в 2014 г. составит 493 руб./т ($15,2), в 2015 г. – 530 руб./т ($16,3), в 2016 г. – 559 руб./т ($17,21).
Принятые одновременно изменения в Закон “О таможенном тарифе” предполагают снижение ставок экспортных пошлин на нефть в 2014 г. с нынешних 60% до 59% (от разницы между сложившейся за месяц средней ценой нефти Urals и уровнем $182,5/т), в 2015 г. – до 57%, в 2016 г. – до 55%. Кроме того, согласно проекту бюджета на 2014-2016 гг., планируется снижение ставки экспортных пошлин на светлые нефтепродукты (кроме бензина и нафты) с 66% ставки пошлины на нефть в 2013 г. до 65% в 2014 г., 63% – в 2015 г., 61% – в 2016 г.
В настоящее время расчет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты из России осуществляется по системе “60/66/90”. Ставка экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты унифицируется и рассчитывается с коэффициентом 0,66 (66%) ставки пошлины на нефть. Одновременно экспортная пошлина на нефть была снижена путем сокращения процента от разницы между ценой мониторинга нефти и ценой отсечения с 65% до действующих сейчас 60%. При этом коэффициент расчета ставки заградительной пошлины на бензины составляет 0,90 (90%). (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)