Агентство Eyeforpharma опубликовала доклад Emerging Markets: The Second Tier, в котором отметила, что внимание глобальных игроков фармрынка смещается от группы стран БРИКС в сторону стран “второго эшелона” – Вьетнама, Индонезии , Таиланда, Пакистана и Украина.
Украина является одним из наиболее перспективных мировых фармацевтических рынков, сообщает агентство Eyeforpharma в докладе Emerging Markets: The Second Tier. По официальным данным, в 2012 г. общий объем продаж в Украине составил $3,75 млрд., а в первом полугодии 2013 г. – около $1,75 млрд. В совместном отчете Invest Ukraine и Deloitte прогнозируют, что общая сумма расходов на здравоохранение будет расти в среднем на 13,9% в год до 2015 г.
По мнению Eyeforpharma, фармацевтический бизнес в Украине может быть весьма успешным для иностранных производителей. Несмотря на то, что расходы на душу населения в сфере здравоохранения пока остаются низкими по сравнению с другими странами региона, ожидается рост уровня доходов. Кроме того, доля импортных лекарств в Украине сегодня составляет более половины. Тем не менее, политическая и экономическая нестабильность сдерживают массовый приход крупных игроков.
Агентство Eyeforpharma попросило прокомментировать ситуацию в Украине Оксану Колосову, управляющего партнера компании iVrach.com, профессиональной площадки, объединяющей русскоязычных врачей из России, Украины и других стран. Как отмечает Колосова, на сегодня основными сдерживающими факторами для развития медико-фармацевтического рынка Украины являются 2 проблемы: недофинансирование и организационно-правовые проблемы национальной системы здравоохранения. Эксперт замечает, что аналогичные проблемы являются типичными для большинства рынков Центральной и Восточной Европы, в том числе и России. Важным аспектом, по мнению Колосовой, который нужно учитывать любому игроку, стремящегося попасть на украинский фармрынок, является слабо развитая система государственного медицинского страхования. “Государственная система здравоохранения покрывает небольшую часть расходов, поэтому большинство продаж лекарственных средств финансируются из кармана конечного потребителя, значит, население обращает внимание в первую очередь на цену лекарства”, – отмечает Колосова. Это предопределяет смещение в сторону выбора недорогих дженерических препаратов. Однако, как замечает Колосова, “большинство крупных международных фармацевтических компаний имеет свои представительства в Украине. Фармигроки учитывают то обстоятельство, что врачи в первую очередь стремятся подобрать наиболее эффективную и безопасную терапию для пациентов, а потому помимо экономической составляющей в ряде случае склоняются к выбору оригинальных препаратов, несмотря на их более высокую цену.
Также Колосова отметила тот факт, что исторически, специфика формирования мнения о лекарственных препаратах среди специалистов в странах бывшего СССР тяготеет к формату “авторитетного мнения”, то есть когда есть некая точка зрения, признанная профессурой, и она является единственно правильной, не подлежащей сомнению. Западноевропейская же школа опирается не на мнение одного, пусть даже и именитого специалиста, а на доказательную медицину, когда эффективность и безопасность препаратов или методики лечения проходит проверку в очень длительных и сложных по структуре клинических испытаниях, и только на основе результатов таких испытаний принимается решение о включении в стандарты оказания медицинской помощи.
“Нужно отметить, что в последние годы в Украине произошли значительные сдвиги в пользу доказательной медицины, поэтому одна из лучших вещей, которую иностранная фармацевтическая компания может сделать в Украине, чтобы заручиться поддержкой врачей, является предоставление максимально беспристрастной и объективной информации”, – говорит Колосова. Кроме того, по мнению эксперта, необходимо учитывать и то, что развитие частного здравоохранения в Украине, позволило не только улучшить качество медицинской помощи, но и воспитать новое поколение молодых и талантливых врачей. “Мы видим, что в Украине большой процент медиков, которые очень мотивированы к тому, чтобы учиться и иметь доступ к качественной профессиональной информации. Они стремятся к лучшему и требуют уважительного, партнерского отношения к себе. Это обязательно нужно учитывать тем фармацевтических компаниям, которые рассчитывают на строительство успешного и долгосрочного бизнеса в Украине”, – подчеркнула Оксана Колосова. (Remedium/Advis/Химия Украины, СНГ, мира)