Значимых изменений на российском рынке пестицидов не происходит, несмотря на признание главных проблем сегмента как бизнесом, так и государственными ведомствами. Более того, стороны определили возможные пути решения, однако до реализации дело не доходит. Видимо, стабильный двузначный прирост рынка не мотивировал к активным действиям.
Компания “Креон Энерджи” провела международную конференцию “Пестициды 2014” в Москве 18 февраля. Открывая конференцию, генеральный директор “Креон Энерджи” Санджар Тургунов зачитал приветственное слово замминистра сельского хозяйства РФ Дмитрия Юрьева. В обращении, адресованном участникам мероприятия, замминистра отметил, что повышение уровня конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса входит в стратегические задачи государственной программы развития сельского хозяйства с 2013 г. по 2020 г. Кроме того, высокая эффективность производства сельхозпродукции необходима с учетом вступления России в ВТО. По мнению Д. Юрьева, особую актуальность в данном аспекте приобретает проблема снижения плодородия почв, обусловленная, прежде всего, нехваткой финансовых средств на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, и, как следствие нарушением агротехнологий.
В России 59,5 млн. га посевных площадей, из которых порядка 70% занимают зерновые культуры, 13% – подсолнечник, 7% – кукуруза, около 2% – картофель. Как показало исследование, проведенное “Клеффманн Агростат”, в 2013 г. российский рынок средств защиты растений достиг $1,3 млрд., что на 17% выше показателя 2012 г. По видам препаратов, как и прежде, больше половины приходится на селективные гербициды, далее идут фунгициды, препараты для протравливания и инсектициды. По словам Елены Алекперовой, генерального директора агентства, топ-8 компаний обеспечивают 80% объема рынка СЗР. Тенденция, скорее всего, сохранится и далее, так как наблюдается высокий уровень лояльности земледельцев к использованию ранее проверенных препаратов. Алекперова добавила, что исследование, в рамках которого были опрошены 2,2 тыс. хозяйств, выявило, что, несмотря на негативные прогнозы экономического развития страны в целом, земледельцы положительно смотрят на будущее собственных хозяйств. Отвечая на вопрос относительно дальнейших перспектив рынка, докладчица отметила, что темпы роста снизятся, российский рынок будет больше похож на европейский, однако учитывая, что объем рынка пестицидов в США достигает $10 млрд., российскому сегменту еще есть куда расти.
По данным начальника отдела защиты растений ФГБУ “Россельхозцентр” Андрея Живых, в 2013 г. на мероприятия по защите растений было израсходовано около 71,36 млрд. руб. В натуральной величине физический объем использованных пестицидов составил почти 53,9 тыс. т, в том числе 31,1 тыс. т гербицидов, 8,4 тыс. т – фунгицидов, 5,5 тыс. т – инсектицидов, 4,9 тыс. т – протравителей, 3 тыс. т – десикантов. В 2014 г. ожидается увеличение использования объемов пестицидов до 54,2 тыс. т. Эксперт уделил внимание статистическим показателям 2013 г. по борьбе с вредителями. По данным “Россельхозцентра”, площади заселения сельхозугодий саранчовыми вредителями составили около 3,7 млн. га, из которых было обработано пестицидами порядка 1,3 млн. га. Также Живых отметил возрастание объемов применения пестицидов с низкой нормой расхода.
В ходе дискуссии обсуждался вопрос о защите от новых вредных объектов. По мнению Кирилла Калакуцкого, менеджера по связям с государственными и общественными организациями и специальным проектам Bayer CropScience, отсутствие механизма оперативной регистрации СЗР для контроля недавно появившихся вредных объектов вынуждает сельскохозяйственного товаропроизводителя проводить обработки “на свой страх и риск”, чтобы избежать финансовых убытков, вызванных потерей урожая. По сообщению Владимира Алгинина, заместителя генерального директора фирмы “Август”, исполнительного директора Российского союза производителей химических средств защиты растений и исполнительного директора Ассоциации производителей ХСЗР Таможенного союза, в законопроекте о внесении изменений в закон №109-ФЗ есть пункт о процедуре применения незарегистрированных СЗР в случае чрезвычайных ситуаций. Что касается использования препаратов с низкой нормой расхода, то, по словам генерального директора “Щелково Агрохим” Салиса Каракотова, явной тенденции на увеличение их доли не прослеживается, рынок сбалансирован, в основном используются пестициды средних норм расходов, а ввиду необходимости повышения эффективности сельхозпроизводства стоит ожидать их прироста в тоннаже.
Переходя к вопросам государственного регулирования рынка средств защиты растений, Алгинин сделал доклад о текущем положении дел. За последние 3 года рынок СЗР в России увеличивается на 10-12% в год, по оценке докладчика, на сегодняшний день составляет порядка 80 тыс. т. Однако возможности химической защиты растений реализованы далеко не полностью, главным препятствием является несовершенство нормативно-правового регулирования сегмента. Как следствие на рынке наблюдается наплыв большого количества фальсифицированной и контрафактной продукции, объем которой оценивается в $85-100 млн. Распространению контрафакта способствуют длительные сроки и дороговизна услуг регистрационных испытаний, а также монополизм в проведении экологических, токсикологических, биологических испытаний и исследований. Также отрицательно сказывается отсутствие лицензионной деятельности по реализации пестицидов и Технического регламента относительно их обращения на территории стран Таможенного союза. Эффективному регулированию рынка СЗР также препятствуют разногласия между отраслевыми федеральными органами исполнительной власти, размытость и нечеткость толкования отдельных статей и определений в основном документе – Федеральном законе №109-ФЗ “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами” от 19 июля 1997 г. Несмотря на то, что Минсельхозом России совместно с бизнес-сообществом подготовлен проект о внесении изменений в закон №109-ФЗ, его согласование тянется несколько лет, основным камнем преткновения остается вопрос о государственной экологической экспертизе (ГЭЭ). Относительно регистрации эксперт добавил, что в Россию ввозится 54 тыс. т пестицидов, никто не проверяет, где эти препараты были на самом деле произведены. Более того, одни и те же пестициды продаются по разной стоимости, так как цена их ввоза на территорию ТС варьируется от $3 до $35. В данной связи Алгинин считает, что необходимо ввести индикативные цены, а права представлять препараты для регистрации передать исключительно их компаниям-производителям. Говоря о контрафакте, эксперт отметил, что в основном подделывают известные марки препаратов в расчете на неопытность и непринципиальность покупателей, например, личных подсобных хозяйств. Борьба с нелегальной продукцией упирается в проблему ее утилизации. Докладчик также обратил внимание на состояние научного обеспечения отрасли. Российские исследовательские центры, которые задействованы в регистрации пестицидов, не аккредитованы по стандарту GLP, следовательно, результаты их лабораторных анализов не признаются регистрирующими органами Евросоюза. По этому вопросу руководитель отдела регистрации в странах СНГ компании Dow Agrosciences Ольга Кривая добавила, что их компания помогала пройти соответствующее обучение сотрудникам лаборатории Тимирязевской академии, которые в скором времени должны получить аккредитацию по I зоне. По мнению Алгинина, для совершенствования нормативно-правового регулирования необходимо в ближайшее время доработать, согласовать и внести на рассмотрение в правительство РФ проект о внесении изменений в закон №109-ФЗ, который отчасти снимет разногласия и противоречия в терминологии, регистрационном процессе и т. д. Всем участникам рынка СЗР необходимо объединить усилия для создания Техрегламента ТС “О требованиях к безопасности пестицидов, процессов их испытаний, производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации”, учитывая, что советом ЕЭК внесен в план срок подачи проекта Техрегламента на рассмотрение комиссии – VI квартал 2014 г. Подводя итоги выступления, докладчик отметил два тревожных момента для отрасли. Во-первых, это риски валютной составляющей в связи с текущим падением рубля при необходимости закупать действующие вещества за рубежом, во-вторых, сокращение государственного финансирования почти вдвое: с 66 млрд. руб. в 2013 г. до 34 млрд. руб. в 2014 г. Что касается создания единого центра по мониторингу и оценке российского рынка пестицидов при совместном участии Ассоциации производителей СЗР и Ассоциации европейского бизнеса, то в ближайшее время проект будет пущен, в него войдут примерно 12-13 компаний, добавил Алгинин.
Вопрос прохождения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) прокомментировал Виктор Горбатов, заместитель руководителя экспертной группы по экологической оценке пестицидов факультета почвоведения МГУ им. М. В. Ломоносова. ГЭЭ пестицидов пока является спорным моментом при согласовании Минсельхозом России и природоохранными ведомствами проекта изменений к закону №109-ФЗ. По его мнению, основной источник противоречия – неоднозначная трактовка понятия “пестициды” в №109-ФЗ. Оно может быть устранимо, если понимать под термином “пестициды – биологически активные вещества (микроорганизмы) и препараты на их основе…” и внести соответствующие коррективы в №109-ФЗ. Такая трактовка исключит его противоречия с №174-ФЗ “Об экологической экспертизе”, позволит считать объектами ГЭЭ только пестициды с новыми действующими веществами и существенно облегчит процедуру регистрации в целом.
Кирилл Калакуцкий поднял вопрос о важности полевых испытаний в процессе разработки пестицидов, наиболее полно удовлетворяющих природно-климатическим условиям страны. В докладе рассматривался опыт стран ЕС в проведении и регулировании предрегистрационных испытаний средств защиты растений. Приведены примеры положительного влияния на сельское хозяйство процедуры регистрации, принятой в странах ЕС. Это, прежде всего, более ранняя регистрация инновационных СЗР, наибольший уровень защиты сельскохозяйственных культур благодаря широкому ассортименту СЗР, доступность полной информации о новых препаратах, отсутствие законодательных препятствий для отработки приемов защиты от новых вредных объектов. С точки зрения Ассоциации европейского бизнеса, от лица которой делался доклад, принятое в РФ регулирование оборота пестицидов и, в частности, запрет на проведение предрегистрационных испытаний, ограничивает возможность использования российскими земледельцами средств защиты растений, которые доступны сельхозтоваропроизводителям других стран, что негативно сказывается на конкурентоспособности российской сельхозпродукции в целом.
О комплексной программе развития биотехнологий в России на период до 2020 г. – “Биотех-2020” – рассказал Александр Кричевский, генеральный директор ПО “Сиббиофарм”. Принятая в апреле 2012 г. программа призвана значительно увеличить объемы производства и потребления биотехнологической продукции, а также создать условия для ее инновационных разработок и коммерциализации. В июле 2013 г. правительством РФ была утверждена “дорожная карта”, в которой указаны сроки исполнения и ответственные по выполнению программы. Координатором “Биотех-2020” выступает Минэкономразвития, при правительстве создана межведомственная рабочая группа по контролю внедрения биотехнологий. По предварительным расчетам, общий экономический эффект от применения биопрепаратов в растениеводстве и животноводстве России может составить более 100 млрд. руб./год при затратах 10,5 млрд. руб. В феврале 2014 г. протоколом совещания совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию даны поручения министерствам и ведомствам по обеспечению выполнения решений о приведении в соответствие с международными методиками системы испытаний и регистрации биопрепаратов в РФ.
Заключительным докладом конференции стала ретроспектива мирового и российского рынков пестицидов, подготовленная главным научным сотрудником отделения защиты растений Россельхозакадемии Владимиром Захаренко. Докладчик отметил факторы, повлиявшие на конъюнктуру рынков, а также выделил основные проблемы отрасли и обозначил ведущих производителей препаратов.
В целом же, как считает Фарес Кильзие, “по факту и без щадящих формулировок российский рынок средств защиты растений остался без регулирования и конкретных норм, что ведет к активному развитию рынка по принципу “сделай сам”. Изъяны правовой базы изготовления и использования этих средств вредны, прежде всего, для здоровья нации. Производство в РФ конкурентоспособных СЗР во многом зависит от общеэкономической ситуации в стране и платежеспособности потребителей. Можно сказать, вопрос упирается в квалифицированный подход агрохозяйств к выбору видов СЗР и в возможность хозяйств руководствоваться не принципом “меньшей цены”, а качественными параметрами этих продуктов, их экологичностью и эффективностью применения”, – заключил он. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)