Президент России Владимир Путин 30 ноября 2013 г. подписал закон о либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Теперь поставлять его за рубеж вправе компании, в чьих лицензиях на месторождения до 1 января 2013 г. было предусмотрено строительство завода СПГ, а также госкомпании, работающие на шельфе. Этим критериям соответствуют только проекты “Новатэка” и “Роснефти”, которые и лоббировали этот закон.
“Газпром” получил монополию на экспорт любого метана в 2006 г. Мировой рынок СПГ тогда только начинал формироваться, а компания делала упор на поставки по трубе. Экспорт приносит “Газпрому” более 75% выручки, ведь российские цены на газ регулируются. Компания заявляла и о намерении построить несколько СПГ-заводов, но не начала ни одной стройки. Впрочем, благодаря покупке контрольного пакета Sakhalin Energy (оператор проекта “Сахалин-2”) “Газпром” стал владельцем единственного в России завода по производству СПГ мощностью 10 млн. т/год. Пока “Газпром” построил лишь две нитки “Северного потока” из плановых четырех. Строительство “Южного потока” и газопроводов в Китай не начиналось. При этом ЕС нарастил мощности по приему СПГ, рассматривая его как альтернативу газу “Газпрома”, крупными потребителями СПГ стали страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в частности Китай.
По оценке энергетического центра бизнес-школы “Сколково”, в 2005-2012 гг. мировые мощности по производству СПГ выросли со 170 млн. до 280 млн. т, а торговля – со 130 млн. до 235 млн. т. По оценке Минэнерго России, потребление СПГ в мире к 2030 г. удвоится до 460 млн. т, а его доля в структуре спроса на газ увеличится с 10% до 13%. Основное потребление придется на страны АТР. Министерство признало, что единый экспортный канал неэффективен, Россия может потерять азиатские рынки, если не нарастит производство СПГ до 2018 г.
С отменой монополии на экспорт СПГ “Новатэк” и “Роснефть” пересмотрели планы в этом секторе. До принятия закона “Новатэк” декларировал только проект “Ямал СПГ” мощностью 16,5 млн. т/год, а “Роснефть” – строительство завода на Сахалине на 5 млн. т/год с возможным увеличением до 10 млн. т/год. Оба проекта должны быть реализованы до 2020 г. Теперь “Новатэк” намерен построить еще одно такое же предприятие с выходом на проектную мощность в 2025 г. “Ресурсы газа “Роснефти” на шельфе – 24 трлн. куб. м, это позволяет компании рассчитывать на формирование новых крупных центров производства СПГ мирового масштаба”, – говорит представитель “Роснефти”.
Эта активность пойдет на пользу “Газпрому”, считает анналитик “Сбербанк CIB” Валерий Нестеров. К 2018 г. компания собирается пустить два завода: “Балтийский СПГ” в Ленинградской области на 10 млн. т/год и “Влади-восток СПГ” такой же мощности. Кроме того, “Газпром” вернулся к идее строительства третьей очереди проекта “Сахалин-2” на 5 млн. т. Если все заявленные проекты будут реализованы, то к 2020 г. в России будут созданы мощности по производству 46,5 млн. т СПГ в год. Это позволит занять до 10% мирового рынка, считает министр энергетики Александр Новак. При этом необходимо координировать сбытовую политику, чтобы избежать конкуренции российского СПГ на внешних рынках, говорил Новак. Изначально правительство призывало “Новатэк” и “Роснефть” ориентироваться лишь на поставки в АТР и не конкурировать с “Газпромом” в Европе. Обе компании с этим соглашались. Пока готовился закон, они заключили ряд соглашений с китайскими и японскими компаниями. Но сразу после его внесения в Госдуму “Ямал СПГ” объявил о заключении 25-летнего контракта на поставку 2,5 млн. т СПГ в год с испанской Gas Natural Fenosa.
В сообщении о сделке стороны напомнили, что труб “Газпрома” в Испании нет, его газ туда не поступает. Но это не угрожает “Газпрому” лишь до тех пор, пока Испания не объединена трубопроводами с остальной Европой. А рано или поздно такое произойдет, уверен Нестеров.
Испания – пятый по величине газовый рынок Европы и наряду с Великобританией крупнейший потребитель СПГ. Британия также интересна “Новатэку”, но туда третью нитку “Северного потока” хочет строить и “Газпром”. При этом “Балтийский СПГ” “Газпрома” также нацелен на Европу. Испания может стать одним из крупных потребителей его газа, сообщил недавно “Газпром”. “Закон принят, мы будем действовать исходя из новых реалий, будем делать все, чтобы они не сказались негативно на нашем бизнесе, в первую очередь на европейском рынке”, – говорит представитель концерна.
Но российские производители могут столкнуться с серьезным ростом затрат на строительство новых мощностей, предупреждает аналитик ИК “Анкоринвест” Сергей Вахрамеев. “Новатэк” изначально оценивал “Ямал СПГ” в $20 млрд., сейчас он подорожал на 35%. Предправления “Газпрома” Алексей Миллер год назад оценивал “Владивосток СПГ” в $7 млрд., теперь его оценка возросла почти вдвое до $13,5 млрд. Затраты на “Балтийский СПГ” Вахрамеев оценивает в $12-14 млрд. С учетом добычи и транспортировки общие затраты “Газпрома” на единицу продукции будут выше, чем у “Новатэка”, отмечает Вахрамеев. По его оценке, “Балтийский СПГ” будет рентабелен при цене газа в Европе не ниже $340/1000 куб. м (сейчас $380). Если ресурсной базой “Владивосток СПГ” будет только сахалинский газ, то он будет окупаться при цене газа в Азии не менее $430 (сейчас $570).
Американский СПГ будет рентабелен в Европе при цене $330, а в Азии – $400, следует из презентации компании Cheniere Energy. Если с ростом предложения СПГ цены на него будут падать, а капитальные затраты “Газпрома” расти, то ему будет трудно конкурировать с американским газом, пока проектам из США соответствует только “Ямал СПГ”, подчеркивает Вахрамеев. По его оценке, порог рентабельности для этого проекта – цена газа в Европе в $250-260/1000 куб. м.
При этом ажиотаж вокруг СПГ-проектов не скажется на внутреннем рынке, говорит аналитик ИФД “Капиталъ” Виталий Крюков. Большинство месторождений, газ которых будет использоваться для производства экспортного СПГ, разрабатывать для поставок на внутренний рынок при нынешних ценах нерентабельно. В основном это шельфовые месторождения, не подключенные к единой системе газоснабжения, отмечает эксперт. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)