Россия готова заполнить нишу, высвобождающуюся на европейском рынке нефтепродуктов. Увеличение объемов и глубины переработки на российских НПЗ привели к стабилизации внутреннего спроса и росту выпуска продукции, которая отвечает современным нормам. Ранее глобальный редактор энергетической информации Platts Хорхе Монтепеке сообщил, что “Европа в ближайшие два года – пять лет должна закрыть около 1,5-2 млн. барр. в сутки перерабатывающих мощностей”. Одновременно европейским странам придется наращивать импорт как сырья, так и нефтепродуктов.
В последние годы европейские НПЗ столкнулись с потерей экспортных рынков в Америке и Азии, а маржа НПЗ страдает из-за сокращения добычи нефти в регионе, высоких абсолютных цен на сырье и слабого спроса. По данным Reuters , в феврале объем первичной переработки нефти на европейских НПЗ составил 10,017 млн. барр./сут. Монтепеке отметил, что изменения вызваны как “сланцевой революцией” в США, так и ростом мощностей по переработке нефти в Азии и по всему миру. На этом фоне экономика нефтепереработки в Европе продолжит ухудшаться, что будет играть на руку российским компаниям, которые смогут увеличить экспорт нефтепродуктов в регион. Кроме того, России удается извлекать дополнительную прибыль из перенаправления части экспортного потока нефти на Восток и сокращения морского экспорта через балтийские порты и Новороссийск, что оказывает поддержку дифференциалам Urals.
Согласно данным Минэнерго РоссииЮ поставки Urals из балтийских портов Приморск и Усть-Луга в 2013 г. сократились до 77 млн. т с 82 млн. т годом ранее; перевалка сырья через Новороссийск снизилась до 37 млн. т с 43 млн. т в 2012 г. Эта тенденция сохраняется и в 2014 г.: в марте перевалка Urals через Приморск и Усть-Лугу составит около 5,4 млн. т против 6,9 млн. т годом ранее. При этом “Транснефть” планирует сократить экспорт Urals через Приморск в 2014 г. на 8,0% по сравнению с 2013 г. – до 50 млн. т. Помимо увеличения выручки от реализации нефти, сокращение поставок Urals создает конкурентное преимущество для российских нефтепродуктов, так как высокие цены на нефть в регионе подрывают экономику европейских НПЗ. Увеличение переработки нефти в России сопровождается развитием транспортной инфраструктуры для экспорта готовой продукции.
В начале марта пресс-служба “Транснефти” сообщила, что прокачка дизельного топлива класса Евро-5 (с содержанием серы 0,001%, или 10 ppm) по российскому продуктопроводу “Север” с конечной точкой в Приморске вырастет за 3 года в 2,5 раза. Кроме того, нефтетранспортная компания планирует увеличить экспорт дизельного топлива через порт Новороссийск, что станет возможным в результате строительства продуктопровода “Юг”. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)