Японский консорциум Mitsui и Mitsubishi вышел из переговоров с “НОВАТЭКом”, который ищет покупателя на 10%-1 акция в проекте “Ямал СПГ” (сейчас у него 60%). Представитель Mitsubishi сказал, что “сейчас переговоры не ведутся”. “Mitsubishi и Mitsui не выбраны третьим иностранным стратегическим партнером “НОВАТЭКа” по “Ямал СПГ”, – добавил представитель Mitsui.
От других комментариев представители японских компаний отказались. Представитель французской Total (у нее 20% “Ямал СПГ”) не комментирует это. Получить комментарии китайской PetroChina (20%) не удалось.
Год назад предправления “НОВАТЭКа” Леонид Михельсон провел в Японии переговоры с рядом местных компаний о возможности их участия в проекте “Ямал СПГ”. Mitsui и Mitsubishi на рубеже 2013-2014 гг. проводили оценку проекта, на основании которой должны были принять решение о покупке доли в “Ямал СПГ”, рассказывал источник, близкий к одной из японских компаний. Причиной выхода из переговоров могло стать подорожание проекта, предполагал он.
Японские компании опасались возможного роста стоимости проекта, знает другой источник, близкий к одному из акционеров “Ямал СПГ”. “НОВАТЭК” и Total приняли окончательное инвестиционное решение по строительству завода по сжижению газа на Ямале в декабре. Стоимость проекта выросла по сравнению с прежними оценками на 35% до $27 млрд. А срок ввода в эксплуатацию первой линии завода был сдвинут с 2016 г. на 2017 г.
По условиям контрактов 4 млн. т СПГ “Ямал СПГ” ежегодно будет покупать Total, 3 млн. т – PetroChina, испанская Gas Natural Fenosa – 2,5 млн. т, трейдинговая “дочка” “НОВАТЭКа” – 2,86 млн. т. “На оставшийся объем ведем переговоры, мы хотим долгосрочные контракты сроком от 20 лет”, – говорил недавно председатель совета директоров “Ямал СПГ” Евгений Кот, называя “хорошим рынком” для газа “Ямал СПГ” Японию: по Северному морскому пути это был бы самый короткий путь на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.
Япония, однако, возвращается к ядерной энергетике. Но решение Mitsui и Mitsubishi не входить в проект могло быть связано с рядом причин, считает старший научный сотрудник ИМЭМО Михаил Субботин: “неуверенностью в стабильности экономики страны, удорожанием проекта и, конечно, общей перестройкой мирового энергетического рынка”. В начале года “Газпром” и Shell договорились о расширении “Сахалин-2”, где Mitsui владеет 12,5%, Mitsubishi – 10%. В феврале предправления “Газпрома” Алексей Миллер и главный исполнительный директор Shell Бен ван Берден подписали “дорожную карту” по третьей линии проекта. “Расширение участия в этом проекте для японцев сопряжено с меньшими рисками, так как означает увеличение потока в рамках отработанной цепочки”, – считает Субботин.
Япония останется самым крупным импортером СПГ (87,5 млн. т или 122 млрд. куб. м в 2013 г.), напоминает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Отказ от участия в новом проекте в России, по его мнению, может быть связан с ростом конкуренции за счет появления новых игроков из Австралии и Северной Америки. После аварии на АЭС “Фукусима-1” в 2011 г. правительство приостановило эксплуатацию реакторов японских АЭС, а генерирующие компании были вынуждены увеличить импорт других видов топлива. Если включат все АЭС, японцы смогут сократить импорт на 15-20 млн. т/год, полагает Корчемкин. И все же Япония при любом раскладе останется одним из важнейших рынков в регионе. (Rcc/Химия Украины и мира)