23 апреля в Киеве состоялась пресс-конференция экспертов и участников рынка нефтепродуктов на тему “Какой будет цена бензина?”.
Руководитель “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн сообщил, что укрепление гривны на валютном рынке позволило остановить рост цен на нефтепродукты в Украине. Так, согласно ежедневному ценовому мониторингу компании, 17 апреля был отмечен рост цен в 3 сетях АЗС, 18 – в одной, а 22 апреля рост прекратился.
Эксперт представил описание структуры цены на нефтепродукты в Украине, демонстрирующее, что 90% стоимости топлив формируется из валютных составляющих. Так, при текущих ставках налогов и стоимости нефти в диапазоне $105-110/барр. средняя стоимость бензина А-95 в 2013 г. составляла $1,35/л, дизтоплива $1,24/л, тогда как в апреле при тех же параметрах цены на эти виды нефтепродуктов составляют $1,14 и $1,09/л соответственно. “Это говорит о том, что потенциал роста цены составлял еще около 2 грн. на литре, но благодаря охлаждению курса цены стабилизируются на сегодняшнем уровне”, – отметил эксперт.
Президент ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” Леонид Косянчук, сообщил, что снижение оптовых цен на нефтепродукты пока только уравняло их с розничными. Он отметил, что заявления государственных служб о необоснованности цен на украинских АЗС не соответствуют действительности. Л. Косянчук указал на тот факт, что никто не имеет права устанавливать цены в нерегламентированных открытых сегментах рынка. “Любое ручное управление приводит к тяжелым последствиям: цены можно снизить, но можно также остаться и без топлива”, – отметил глава профильной ассоциации. Л. Косянчук заявил, что принятое парламентом для наполнения бюджета антикризисное законодательство снова обратилось в первую очередь к рядовому потребителю. Так, был вдвое повышен акциз на дизельное топливо, что составляет порядка 70 коп./л в цене на АЗС. “В то время как ряд налогов, которые могли реально повысить поступления в бюджет, как то повышение ренты на добычу нефти и акциз на альтернативные виды топлива, исчезли из окончательного текста антикризисного закона правительства”, – резюмировал эксперт.
Операторов рынка представлял Вячеслав Стешенко, соучредитель столичной сети АЗС “KЛO”. По его словам, входящая цена топлива без налогов в пересчете на литры составляет 8,68 грн/л. “Остальное – налоговая составляющая, которая также оплачивается по курсу евро”, – отметил В. Стешенко. По его словам, последние два месяца розничные компании работают фактически без прибыли, что объясняется также наличием ряда долгосрочных обязательств перед крупными клиентами, расчет за топлива с которыми происходили по ценам значительно ниже сегодняшних. “Мы работаем на пределе, мы также не заинтересованы в высоких ценах”, – заявил топ-менеджер KЛO.
Среди возможных шагов по снижению чувствительности розничных цен к курсовым колебаниям эксперты назвали отказ от привязки акцизов к евро и установление их в национальной валюте. Кроме того, была отмечена необходимость увеличения собственной добычи углеводородов, которая сегодня продолжает снижаться из-за отсутствия государственной роли в управлении данной отраслью.(Oilnews.com.ua/С миру по нитке)