Одно из наиболее перспективных направлений монетизации газа – производство синтетического жидкого топлива. GTL-установки являются оптимальным вариантом для небольших или удаленных месторождений. Однако российские компании не торопятся вкладываться в инновационные, но малоизученные технологии.
II международная конференция “Технологии GTL и CTL 2014” была организована компанией Creon Energy. За год, прошедший с проведения первой конференции по технологиям GTL, интерес участников рынка к этой теме вырос, отметил генеральный директор Creon Energy Санджар Тургунов. Многие компании просчитывают такие проекты, однако реализованы только 2, оба на Юрхаровском месторождении. В качестве возможной причины Тургунов назвал ориентированность GTL-проектов на местные нужды, которые весьма малы. А для рентабельности предприятия необходимо выпускать значительные объемы продукции, которые будут отправляться, в том числе и в соседние регионы. Поэтому компании заняли выжидательную позицию, рассчитывая, что на установку GTL потратится кто-то другой. Желающих делать первый шаг и брать на себя все сопутствующие риски пока не находится.
Обзор российского и мирового рынка GTL-технологий представил ведущий аналитик Creon Energy Константин Нижегородов. Долгое время развитие GTL и CTL-технологии было обусловлено исключительно политическими факторами. Постепенно удельный CAPEX GTL-производства снижался, в то время как затраты на облагораживание нефти на НПЗ только росли. Сегодня мировой энергетический рынок стоит на пороге четвертого поколения разработок на основе процесса Фишера-Тропша, которое полностью будет экономически обоснованным и особенно актуальным для российских нефтяных компаний. Сейчас в мире действуют 4 крупнотоннажных GTL-производства, наиболее крупные и современные расположены в Катаре и принадлежат компаниям Shell и Sasol. Основная доля капзатрат для открытия производства по GTL-технологиям приходится на закупку оборудования (80%). В структуре операционных затрат ключевое значение имеет отдаленность завода от месторождения. Разрабатываемые сейчас установки GTL малой и средней мощности позволят производителю существенно экономить на логистике. Наиболее целесообразное расположение заводов – вблизи от месторождения, что обеспечивает доступное сырье и удобную транспортировку продукции. Мировой рынок синтетических жидких топлив (СЖТ), произведенных по GTL-технологии, в 2012 г. превысил $2 млрд. (объем – 10-12 млн. т). К 2020 г. прогнозируется рост до $3.2 млрд. В России сейчас действуют одна опытно-промышленная и одна промышленная установки по производству метанола мощностью 12.5 тыс. и 40 тыс. т соответственно, они работают на Юрхаровском месторождении компании “Новатэк”. Перспективы GTL-технологий в РФ связаны с законодательно закрепленной необходимостью полезного использования ПНГ, а также с разрывом между ценой на газ и на нефть. К 2017 г. сегмент российского рынка моторных топлив, который может занять синтетическая легкая нафта, составит порядка 8 млн. т, синтетическое дизтопливо – до 10 млн. т.
Насколько рентабельно GTL-производство в России? Этот вопрос прокомментировал директор по развитию бизнеса компании “Газохим техно” Евгений Рябов. Он провел аналогию с производством метанола, взяв для примера заводы компании “Новатэк”. Считалось, что малотоннажное производство метанола нерентабельно. Однако заводы по производству метанола показали эффективность в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа. Решающим фактором остаются конкретные условия: место, сырье, требования к качеству продукции, спрос. Универсальной формулы рентабельности для подобных проектов не существует.
По словам ассистента РГУ нефти и газа им. Губкина Максима Крючкова, проблемы с внедрением в России GTL-технологий связаны и с общим инвестиционным климатом. Разработанные государством программы поддержки инноваций либо не работают, либо ориентированы на малые и средние проекты. Поэтому пока на российском рынке GTL-технологий лидируют иностранные компании. Российские производители не готовы идти на высокие инвестиционные риски без поддержки государства.
Доцент МГУ им. М.В. Ломоносова Дин Фантаццини представил широкий обзор технических, экономических и экологических проблем, связанных с GTL и CTL-технологиями. По его словам, пик производства нефти в США придется на 2020 г., после чего постепенно начнет сокращаться. Прогнозируется падение мирового экспорта нефти даже при сохранении прежних объемов добычи. Это обусловлено ростом потребления на внутренних рынках стран-экспортеров. В этой связи уже сейчас идет речь о технологиях производства ее синтетического аналога из газа, угля и даже биомассы. Что касается технологии CTL, то энергоэффективность прямого сжижения угля превышает 70%, непрямое сжижение дает не больше 60%. Мировые мощности сейчас составляют 210 тыс. барр./день. Однако экономика CTL становится очевидно невыгодной. Даже Китай – мировой лидер – начал отказываться от данной технологии. Причинами стали дефицит воды (для процесса производства требуется большой ее объем) и крайне высокие финансовые и экологические издержки. В этом отношении GTL-технология является более перспективной. Эксперт подчеркнул, что крупнотоннажные GTL-производства требуют огромных первоначальных вложений, поэтому мало- и среднетоннажные предприятия более рентабельны.
О производстве синтетического топлива и других перспективных направлениях монетизации газа рассказал Павел Жельвис, вице-президент по развитию бизнеса в России и СНГ компании “Фостер Уилер”. В настоящее время активно растет добыча нетрадиционных видов газа, в т. ч. сланцевого. Разработка технологии гидроразрыва пласта и горизонтального бурения оказала огромное влияние на общемировом уровне. Для природного газа существуют 2 альтернативы: транспортировка или трансформация. И если итогом первого варианта становится производство только топлива, то во втором случае на выходе получается намного больше продуктов. Несмотря на множество вариантов монетизации газа, возможность их реализации напрямую связана с расстоянием до рынка сбыта и объемом добычи. Так, перекачка по трубопроводу рентабельна на расстоянии не более 2 тыс. км. При его увеличении до 5 тыс. км и добыче свыше 300 млрд. фут./год самые выгодные пути монетизации – это СПГ и СЖТ. Что касается метана, то помимо традиционных способов конверсии в настоящее время разрабатываются новые технологии, позволяющие получать производные от олефинов без выработки промежуточного олефина. Таким образом, можно получить этиленгликоль из метана или каменного угля.
Далее участники конференции перешли к обсуждению технологических аспектов GTL-производства. О проектных решениях установки мини-GTL рассказал Александр Дергачев, главный инженер “Газохим техно”. Компания проектирует и строит опытно-промышленную установку мини-GTL мощностью 10,2 млн. куб. м/год. Выполнен базовый проект, заказано оборудование длительного цикла изготовления. Начало пуско-наладочных работ намечено на середину 2015 г. Область применения таких установок – удаленные или вновь разрабатываемые месторождения с годовым объемом ПНГ от 10 до 200 млн. куб. м, на которых нет инфраструктуры для утилизации ПНГ традиционными методами и нет спроса на продукты переработки ПНГ. Установка отличается автономностью и мобильностью. Модульная система позволяет варьировать мощность установки. Продуктом установки мини-GTL является синтетическая нефть, представляющая собой бессернистую маловязкую легкую нефть. Она хорошо растворима в минеральной нефти, а полученная смесь без затруднений прокачивается по магистральному трубопроводу.
Тему малотоннажных GTL-установок продолжил менеджер по развитию бизнеса в РФ Velocys Майкл Пручни, который представил решения компании в этой сфере. Россия по-прежнему является мировым лидером по объемам сжигания ПНГ, хотя наметился позитивный тренд к сокращению показателя. Производство СЖТ – хороший способ получения отдачи от попутного газа. Системы малотоннажного производства СЖТ предназначены для труднодоступных месторождений природного газа. В частности, они используются в регионах без трубопроводов либо отсутствия доступа к ним производителя газа. По словам Пручни, это хороший способ вывести на рынок недооцененный газ или производить дизтопливо для местного спроса. Модульные установки GTL, производимые компанией, подходят для удаленных месторождений, мощность варьируется от 1,5 тыс. до 15 тыс. барр./сут.
О применении компрессоров для GTL и CTL-технологий рассказал Раиль Загретдинов, менеджер по развитию бизнеса отдела углеводородных проектов “ГЕА Рефрижерейшн РУС”. Компания предлагает продукцию для нефтегазодобывающей промышленности и утилизации ПНГ: компрессоры, блочно-модульные установки, холодильные машины и тепловые насосы.
Андрей Тарахнов, менеджер по развитию бизнеса “Байер Технологический сервис”, поделился опытом сотрудничества своей компании с CompactGTL в области разработки технологии “газ в жидкость”. Компания работает в 4 основных направлениях: стратегический технологический консалтинг; разработка технологий; проектирование и проектное управление; оптимизация и поддержка производственных процессов. Компания участвует в создании модульных GTL-установок. В рамках сотрудничества с компанией CompactGTL осуществляет технологический аудит и доработку новой технологии – размещения завода GTL мощностью 10 млн. куб. фут./сут. на борту судна.
Марина Навалихина, старший научный сотрудник отдела алюмоводородной энергетики Объединенного института высоких температур РАН, рассказала о создании моторных топлив на основе GTL и CTL-технологий за счет применения новых нанокатализаторов. Альтернативой традиционной нефти является экологически чистое моторное топливо из синтез-газа, получаемого на основе GTL, CTL и BTL-технологий. Улучшение его качеств возможно за счет реформулирования состава углеводородного сырья на основе нефти и СЖТ. Однако потребуется разработка принципиально новых эффективных катализаторов для их вторичных стадий (гидрирование ненасыщенных углеводородов, карбонильных соединений, селективная ароматизация и гидроизомеризация н-парафинов), а также процессов гидрокрекинга.
“В последние годы совместно с западом российские инжиниринговые компании ведут активные и вполне успешные разработки в сфере GTL-технологий. Введение в действие установок мини-GTL поднимет технологический уровень РФ, поспособствует увеличению глубины переработки, поддержит необходимый уровень добычи углеводородов. Что нам мешает? Пока отсутствие команды со стороны ведущих российских нефтегазовых компаний”, – подвел итоги конференции Анастас Гатунок, директор департамента углеводородного сырья Creon Energy. (Rcc/Химия Украины и мира)