Взрыв и пожар на Ачинском НПЗ “Роснефти” могут остановить производство нефтепродуктов на заводе до конца года. Текущих запасов в соседних регионах Сибири хватит примерно на месяц, затем “Роснефти” придется возмещать недостающие объемы за счет других заводов. Рынок уже отреагировал на аварию: стоимость бензина марки АИ-92 Омского НПЗ “Газпром нефти” на бирже выросла на 3%, причем, по данным источников, скупку топлива начала “Роснефть”.
Вечером 15 июня на Ачинском НПЗ “Роснефти” при проведении пусковых работ на газофракционной установке произошел взрыв с последующим пожаром. По данным компании, разрушена ректификационная колонна, повреждены конструкции соседних зданий. Погибли 6 человек, еще 7 госпитализированы, судьба двоих неизвестна. В “Роснефти” пояснили, что на момент аварии Ачинский НПЗ находился на плановом профилактическом ремонте, перед которым был сделан запас нефтепродуктов. “Роснефть” утвердила план восстановительных работ и приняла меры по обеспечению ближайших регионов топливом: “В настоящее время запас нефтепродуктов достаточен для бесперебойного обеспечения потребителей. Компания также направляет дополнительные объемы моторных топлив с других НПЗ (Самарская группа заводов, Ангарский НПЗ)”. По данным местных властей, запасы составляют порядка 30 тыс. т дизельного топлива, более 16 тыс. т бензина АИ-92 и примерно 9 тыс. т авиакеросина.
Ачинский НПЗ — единственный нефтеперерабатывающий завод в Красноярском крае. НПЗ поставлял в Красноярский край около 360 тыс. т автобензина и примерно столько же дизельного топлива. Другими крупными рынками сбыта были Алтайский край (200 тыс. т нефтепродуктов в 2013 г.), Иркутская область и Хакасия (по 100 тыс. т).
Управление ФАС по Томской области прогнозирует рост оптовых и розничных цен на бензин в регионе, если НПЗ полностью остановит выпуск топлива. По словам начальника отдела экономического анализа ведомства Сергея Панькова, на Ачинский НПЗ приходилось не менее 40% потребности региона (около 100 тыс. т автобензинов в 2013 г.). Еще 30% покрывал Омский НПЗ (входит в “Газпром нефть”). Паньков выразил сомнение, что “Газпром нефть” “будет иметь возможность поставить недостающие объемы”.
Но информация об остановке переработки нефти на Ачинском НПЗ вызвала резкий рост цен на бензин и дизельное топливо производства соседних заводов. Так, бензин АИ-92 Омского НПЗ на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 16 июня подорожал более чем на 1 тыс. руб. до 34,86 тыс. руб./т, АИ-92 и дизельное топливо Ангарской НХК “Роснефти” — примерно на 500 руб. На столько же вырос в цене бензин Сургутского ЗСК (“Сургутнефтегаз”). При этом, по данным источников, основной объем сургутского АИ-92 купила “Роснефть”.
Собеседник на рынке считает этот всплеск цен спекулятивным, который не продержится долго. По его мнению, для “Роснефти” восполнить выпадающие 100-125 тыс. т бензина — не такая существенная проблема.
Источники в отрасли говорят, что “Роснефть” рассчитывает восполнить недостаток топлива для своих региональных сбытовых подразделений на свободном рынке, в том числе у уфимской группы НПЗ “Башнефти”. Также компания рассматривает возможность сокращения или переноса сроков ремонтов на Ангарской НХК, увеличения ее загрузки и сокращения экспорта. Выход Ачинского НПЗ из ремонта, планировавшийся на 16 июня, должен был компенсировать снижение предложения дизельного топлива с Ангарской НХК, рассчитывавшей с 11 июня по 22 июля вывести в капремонт установку гидроочистки дизельного топлива мощностью 1,5 млн. т/год. После завершения ремонта до конца месяца Ачинский НПЗ планировал произвести около 40 тыс. т высокооктановых автобензинов и 78 тыс. т дизельного топлива (из них около 10 тыс. т зимнего для программы северного завоза).
Глава информационно-аналитического центра Rupec Андрей Костин отмечает, что проблем с заказом оборудования не будет, так как оно является типовым и его покупка не потребует существенных инвестиций от “Роснефти”. Но конкретная сумма, по его словам, может сильно отличаться в зависимости от условий заказа. Эксперт не ожидает проблем с обеспечением близлежащих регионов, так как в Красноярский край, Кемеровскую и Томскую области можно перенаправить объемы с Омского НПЗ и Ангарской НХК. В то же время, добавляет Костин, дефицит может возникнуть на Дальнем Востоке и в Забайкалье, куда нефтепродукты с этих заводов перестанут доходить. (Нефть России/Химия Украины и мира)