Резкий рост нефтепереработки в России поднял экспорт дизельного топлива на новую высоту, вызвав перенасыщение рынка в Европе, которое грозит тяжелыми убытками заводам в ЕС.
Россия в 2013 г. зарекомендовала себя как ведущий производитель и экспортер ультранизкозернистого дизельного топлива (ULSD) – более экологически чисто сгорающего продукта, который является стандартом в Европе (речь идет о топливе класса Евро-5, содержащего не более 10 ppm соединений серы). Его производство в России составляет примерно 500 тыс. барр./день – это вдвое больше, чем в 2012 г. К 2016 г. этот показатель должен вырасти до 1,1 млн. барр./день.
Исторически европейские нефтепереработчики были защищены от российской конкуренции, несмотря на приток топлива из США, Ближнего Востока и Азии. Пока в Европе импортировали из России нефть с более высоким содержанием серы, очищали ее и перепродавали, им удавалось сохранять прибыльность. Однако, соблюдая европейские стандарты, Россия сумела заполнить континент высококачественным дизельным топливом.
Более высокие цены на нефть в районе $110/барр. в сочетании с низкой маржой переработки при производстве дизеля означают, что ожидаются дальнейшие закрытия европейских НПЗ. Объем производства был сокращен, по данным JBC Energy, с июня по август ожидается сокращение потребления нефти в Европе на 9% до 11,5 млн. барр./день. «Более низкие пошлины по сравнению с экспортом бензина приведут к еще большему увеличению производства и экспорта дизеля, Россия увеличит свою долю на европейском рынке, потеснив внутренних и зарубежных конкурентов», – полагает аналитик JBC Energy Александр Пегль. (Нефть России/Химия Украины и мира)